error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='232',showed='1',date=NOW(),ip='18.119.253.133',sess='12tuds6onv7b1tuu3nbtrsjqc3',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=232'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Как научиться мыслить креативно? | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как научиться мыслить креативно?


Людмила Буркина
Источник: Элитный персонал

 Жизнь часто требует от нас креатива, будь то блестящий предпринимательский ход или оригинальное решение бизнес-задачи. Не говоря уже о профессиях, где творить положено по должности. Нужно ли терпеливо ждать

 Жизнь часто требует от нас креатива, будь то блестящий предпринимательский ход или оригинальное решение бизнес-задачи. Не говоря уже о профессиях, где творить положено по должности. Нужно ли терпеливо ждать озарения? Не лучше ли подхлестнуть свое сознание и заставить его «генерить» творческие идеи?

 У нас в гостях – Игорь ВАГИН, бизнес-консультант, писатель, автор уникальных бизнес-тренингов, более 14 лет проводит занятия по развитию личностных способностей.

Наша справка: Игорь Вагин - эксперт по психологии Министерства промышленности, науки и технологий РФ, член международной ассоциации консультантов-психологов IRTAC, член-корреспондент Международной Академии информатизации, преподаватель ВШМБ при правительстве РФ, автор 30 бестселлеров.

 - Игорь, можно ли приобрести навыки творческого мышления или это дается от Бога?

 - Извечный вопрос. Никто этого до конца не знает. Но где записано, что такой-то человек нетворческий и ни на что не способен? В детстве мы все были творцами. Например, из обычного стула могли сделать пещеру, самолет, лошадку, - все, что угодно. Значит, этот навык людям уже дан. Правда, школа, институт, вся дальнейшая жизнь как раз делают все возможное, чтобы они перестали быть творческими. Некоторым удается этот детский навык у себя сохранить и воспринимать мир не так, как его видят обычные люди, а объемно, с других ракурсов. Это и есть основа для творчества: умение видеть мир немножко по-другому.

 - Вы говорите «умение». Как его приобрести? Могут ли краткосрочные тренинги креативности дать устойчивый эффект?

 - Знаете, иногда одной фразы хватает человеку, чтобы перевернуть мышление. А другой, получив два высших образования, все равно остается нетворческим. Необходимо желание, это первое, а второе - работа над собой. Себя надо тренировать. Если вы занимаетесь творчеством, то и будете творцом. Если вы этим не занимаетесь регулярно или хотя бы периодически, то творцом не будете.

- Существуют ли алгоритмы креативного мышления?

- Да, творческий процесс определенным образом регламентирован. У Джека Траута, который написал массу литературы по бизнесу, есть книга «Сила простоты». Там он достаточно четко сформулировал приемы элементарного творчества. Первый из них: «Возьми у конкурента и переделай под себя». В некоторых случаях и не нужно придумывать ничего нового. Например, когда я занимался карате, у меня был тренер-японец, у которого я подсмотрел какие-то приемы и «подстроил» их под свою конституцию. Сэм Уотсон, один из мультимиллиардеров, в свое время хорошо сказал: «Большинство идей, которые я использовал в своем бизнесе, я взял у своих конкурентов». В частности, сеть оптовых магазинов с низкими ценами.

 Второй прием «Два в одном». Соединяются две функции, или два параметра, или две идеи. Например, видеомагнитофон или сотовый телефон плюс радиоприемник. У Боба Дилана есть композиция «Мост через бурную реку», работая над которой, он синтезировал классическую пьесу и церковный хорал. В итоге получился шлягер.

Третий прием «Бери идеи из других сфер жизни». Например, раньше виагру применяли просто как сосудистый препарат, а сейчас она успешно используется при лечении импотенции. В качестве упражнения можно посоветовать человеку внимательно посмотреть вокруг себя. Как окружающие вещи, а затем и функции этих вещей могут быть применены на благо его бизнеса? Допустим, как можно использовать нож, а как функцию резки?

Четвертый прием «Измени параметры вещи». Можно сделать вещь больше, меньше, другого качества, другой фактуры. Или употребить по-другому. Например, ножом резать, а его ручкой, допустим, что-то забивать.

 - Можно ли развивать креативные навыки самостоятельно?

 - Большинство людей так и поступают. Просто что-то придумывают и пробуют, отбрасывают ненужное и оставляют ценное. Я Вам рассказал о приемах рациональных. Но есть и приемы для работы истинно творческого, иррационального мышления, на уровне фантазийного компонента.

 - Поделитесь?

 - Например, принцип, согласно которому последнее пришедшее в голову решение – далеко не самое лучшее. Обычно когда появляется какое-то решение, люди на нем и успокаиваются, - все вроде бы хорошо, удобно, красиво. Но надо подумать еще. Может, по этой цепочке ассоциаций найдется еще более простое и более интересное решение.

Еще один прием – принцип Будды. Он состоит в том, чтобы прислушаться к голосу внутренней мудрости. Если у вас проблемы, не надо суетиться, куда-то бежать, кому-то звонить, рвать на себе волосы. Важно успокоиться и расслабиться. И тогда ситуация предстанет в новом свете.

Далее, принцип смехача. Не бойтесь подойти к ситуации с юмором. Смех заставляет мыслить нетрадиционно, ломает стереотипы. Поневоле начинаешь думать иначе. Кстати, приемы умения быть юмористом описаны моей книге «Научи себя смеяться».

 Принцип Эйнштейна. Посмотрите на проблему глазами другого человека: партнера, клиента, конкурента и т.д. Попробуйте «подняться» над ситуацией и дать совет самому себе. Советовать «как бы со стороны» куда легче, чем самому решать. Порой отсутствие объективности и излишняя эмоциональность мешают найти выход.

 Один человек открыл салон продажи автомобилей. Обычно продавец старается убедить посетителя купить именно его товар. Но, по сути, продавец – это тот, кто помогает покупателю принимать решение о выборе товара. И если то, что покупателю нужно, находится вне рамок данного салона, настоящий продавец должен посоветовать ему, куда обратиться. Наш герой именно так подошел к делу и первое время не продавал почти ничего. Он подолгу беседовал с каждым покупателем, выявлял его потребности и часто рекомендовал приобретать другие машины в других местах. В итоге у него сложилась репутация бизнесмена, действительно ориентированного на клиента. Поэтому когда потом он стал рекомендовать машины из своего салона, их покупали с вероятностью почти 100 %. Так нетрадиционно он подошел к проблеме. Большинство же избирает стандартный путь: «то, что в моем салоне – самое лучшее».

Принцип активного поиска заключается в том, что вы все 24 часа в сутки живете «в режиме локатора». Если вы эмоционально настроены на поиск решения, то жизнь сама подскажет вам ответ! Вы услышите ключевое слово по телевизору или в случайно услышанном обрывке разговора, а может, оно будет написано на рекламном щите. Любые действия и события в вашей и чужой жизни могут стать источником ценной информации. Подобных приемов очень много.

- Бывают ли ситуации, когда креатив оказывается неоправданной роскошью?

 - Жизнь – довольно простая вещь, и, наверное, особое творчество ни к чему, если Вы, к примеру, едите суп. Зачем брать ложку в левую руку, есть лежа или забравшись на дерево? Есть наборы стандартных действий: как мы пишем, одеваемся, водим машину, выполняем какие-то определенные производственные процессы, при которых и не нужно заниматься творчеством, чтобы не получилось глупости. Кстати, настоящий профессионал всегда знает, что можно, а что нельзя.

Конечно, в карьере, в бизнесе, собственно в творчестве, от креативности никуда не уйти. Потому что есть мощнейшая конкуренция, которая растет год от года. И выигрывать будет тот, кто не просто придумает новое. Надо, чтобы это новое было лучше, чем старое. Творчество не самоцель! Вот мы работали с представителями немецкого концерна, который разрабатывает сотовые телефоны. По их словам, из ста новых идей только 10 наиболее практичны, а внедряется вообще всего две-три.

- Что препятствует «полету творческой мысли»?

- Можно назвать три барьера. Во-первых, боязнь – или потерпеть неудачу, или потерять свое лицо.

Во-вторых, лень. Людям просто лень думать.

В-третьих, оглядка на других, неуверенность в своих силах. Почему-то большинство считает, что «другие знают, как надо делать, думать и т.д., а я не знал, не знаю и не буду знать». Но, кстати, творцов и не должно быть очень много. Общество состоит из разных личностей. И человек сам решает, хочется ему быть творцом или нет.

 - Иными словами, те, кому необходимо найти способы решения проблем, сами ищут эти пути, в частности прибегают к помощи литературы, тренингов и т.п.?

 - Их либо жизнь заставляет, либо они имеют очень мощную внутреннюю мотивацию.

- В каких пропорциях, к примеру, в работе гендиректора должны присутствовать рутина и творчество?

- Это зависит от самого бизнеса, от человека (в какой зоне ему более комфортно), и от тех задач, которые решает предприятие. Если все идет стабильно, процент творчества меньше. Если случается кризис, нужно делать прорыв (хотя, на мой взгляд, лучшие изменения – эволюционные), тогда доля креатива усиливается. Обычно, пока нет необходимости, мы не особо творческие.

- Можно ли человеку каким-то образом оценить свой потенциал креативности?

 - Существуют тесты на творчество, но надо иметь в виду следующее. Человек, который создает тест, ориентируется на свой уровень, на небольшой круг людей, среди которых он провел эксперимент. А если привлечь других людей? Кроме того, меняется время, информация, меняются потребности.

Творчество - это создание чего-то нового, чего не было раньше. Опять же, это не означает, что вновь созданное будет работать, что оно удобно и практично. Существуют и критерии проверки творчества. Например, насколько новшество понравится вашим клиентам, потребует ли больших финансовых затрат.

 - Выходит, красивая идея должна быть и жизнеспособной, и рентабельной?

 - Безусловно, тогда она может быть осуществлена. Надо помнить, что из сотни творческих идей реально применимы две-три. Это совершенно нормально. Творчество – прорыв в ту область человеческой психики, которая называется фантазией. Естественно, не все, о чем мы фантазируем, имеет реальное воплощение. Как говорится, все гениальное - просто.

                                                                                                                          Людмила Буркина 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru