Психическое заболевание под названием экзамен
Наталья Савицкая
Источник: Независимая газета
Что делать, когда в мозгу застрял единственный крик: «Я ничего не знаю!» Так бывает, что в самые ответственные минуты вдруг теряется голос, трясутся и холодеют руки. И если даже материал знаком, все равно говорим
Что делать, когда в мозгу застрял единственный крик: «Я ничего не знаю!» Так бывает, что в самые ответственные минуты вдруг теряется голос, трясутся и холодеют руки. И если даже материал знаком, все равно говорим сбивчиво, без конца теряя мысль... Как взять себя в руки? Нам отвечает зав лабораторией психологии воли из Института психологии им. Л.С. Выготского (РГГУ) Елена Бережковская.
- Елена Львовна, ситуация, когда в самые ответственные минуты на экзамене в мыслях застрял только вопль: «Я ничего не знаю!» – знакома каждому. Только мало кто знает, как с этим справиться. Как же победить стресс?
– Попробуем сначала разобраться, что такое стресс и зачем он нужен. А он, кстати действительно нужен. Дело в том, что есть стресс и стресс, а если сказать точнее – то у стрессовой реакции бывают разные стадии, которые по-разному проявляются и для разного предназначены природой.
Слово «стресс» в переводе с английского значит «давление». Этот термин ввел в первой половине XX века Ганс Селье. Суть открытия Селье заключалась в том, что организм реагирует на всевозможные «давящие» на него факторы – стрессоры – совершенно стандартным образом. В этом случае с организмом происходит одно и то же – синдром-то неспецифический. И – адаптационный, то есть служащий тому, чтобы организм как-то приспособился к новому воздействию, сжился с ним, справился.
У неспецифического адаптационного синдрома есть три стадии. Первая – это стадия тревоги, возбуждения. На этой стадии организм делает все, чтобы обеспечить энергию для активных действий – нападения, бегства, защиты, работы. И часто на этой стадии все заканчивается – животное побеждает врага, человек справляется с работой. Если это происходит – все, стресс закончился, сослужил свою службу, помог.
Но если стрессор продолжает действовать, то приходит вторая стадия стресса. Это очень типичная для современной напряженной жизни стадия стресса, и порой трудно сказать, велик ли запас сил, когда он до конца истощится.
Но если стрессор и дальше не перестает действовать, то наступает последняя, самая тяжелая – стадия истощения. Собственно, на этой стадии речь идет уже не об адаптации, а о дезадаптации.
Вот на этой стадии самое целесообразное – это хотя бы временно выключиться из стрессирующей ситуации, отвлечься от нее. Экзамены длятся не один день, поэтому ситуация может быть любой...
- Помню, наш профессор советовал нам отвлечься, используя прием под названием «Черепаха». Нужно вспомнить, что делает черепаха при опасности, и изобразить ее. Для этого – напрячь все мускулы и как будто втянуть их все внутрь себя. Упражнение сделать три раза.
– Очень хороший совет!
– Но если абитуриент сидит в аудитории, то, наверное, пугать преподавателя странной позой лучше не стоит. Что можно сделать еще?
– Вариантов очень много. Иногда бывает достаточно встать и выйти из помещения на воздух (если это возможно), или обвести кончиком языка, не открывая рта, верхние и нижние зубы с наружной стороны и проглотить после этого слюну, или выпить пару глотков холодной воды. Можно начать рассматривать узор на одежде сидящего впереди человека, смотреть в окно. В некоторых случаях этого и достаточно... Но самое лучшее – постараться заранее приобрести опыт пребывания в ситуациях экзаменов, проверок, публичных выступлений, работы на публику.
– Существуют ли какие-нибудь программы помощи молодым людям с повышенной возбудимостью?
– Конечно, ребятам, особенно тем, у которых проблемы с физическим здоровьем или повышенная тревожность, нужна в этом случае помощь. Ребенку стоит посетить занятия, где проходят не предмет, который придется сдавать (его учить, конечно, тоже надо), а то, как лучше действовать и вести себя в ситуации экзамена. Что надо делать сначала, а что оставить на потом? Как быть, если кажется, что все забыл или даже никогда не знал? С чего начинать ответ и каким тоном говорить с преподавателем, если он задает каверзный вопрос? Многие вузы организуют сегодня такие занятия.
– Распространена ситуация, когда студент (школьник), не учившийся весь семестр, ставит накануне экзамена перед собой сверхзадачу – осилить материал за три-два дня или даже ночь. Самое интересное – бывает, что и осиливает. А надолго ли? И не опасна ли для организма такая ситуация?
– Первая и отчасти вторая стадии стресса – это так называемый «продуктивный стресс», самое необходимое для мобилизации всех сил функциональное состояние. Это состояние студенты–профессионалы сдачи экзаменов – прекрасно знают примерно к третьей своей сессии. Самое замечательное состояние! Оно приводит к тому, что, если повезет и тебя не засыплют, то, выходя из аудитории, ты будешь знать все и еще немножко и будешь консультировать всех, кто еще мается под дверью, и тебе даже будет казаться, что ты усвоил это прочно, навсегда. Но материал, увы, забудется очень быстро...
Наталья Савицкая
|