Абитуриентское счастье. Можно ли поступить в вуз без денег
Наталья Савицкая
Источник: Независимая газета
Накануне вступительной кампании абитуриентов и их родителей беспокоят всего лишь три главных вопроса: куда, как и можно ли без денег?
Можно ли поступить в хороший вуз без специальной к тому подготовки? Увы или к
Накануне вступительной кампании абитуриентов и их родителей беспокоят всего лишь три главных вопроса: куда, как и можно ли без денег?
Можно ли поступить в хороший вуз без специальной к тому подготовки? Увы или к счастью (точно не знает никто), существующая система отбора абитуриентов в престижные учебные заведения сложилась таким образом, что она обязательно включает в себя различные формы подготовительной работы: заочные школы, школы при вузах, олимпиады, подготовительные курсы, репетиторство. Так что тратиться придется. Все формы этой работы поднимают абитуриента до того уровня, который существует в любом престижном российском учебном заведении. До недавнего времени некоторые виды подготовки к вузу считались «злом», с которым надо бороться.
Так, например, год назад был принят указ, запрещающий совмещенные экзамены для выпускников школ при вузах, так как это противоречит принципам равнодоступности высшего образования. К слову сказать, этот указ не оказал значительного влияния на рост численности «вузовских» школ. Школы при вузах по-прежнему растут как грибы. Почему в престижный российский вуз невозможно поступить без дополнительной подготовки? В первую очередь по объективным причинам. Режим учебы в престижных заведениях достаточно жесткий. Например, в Московском физико-техническом институте (МФТИ) аудиторная нагрузка составляет 54 учебных часа в неделю. Занятия начинаются в 8.30 утра и заканчиваются в 8.30 вечера. Попробуйте выдержать такую нагрузку с какими-нибудь пробелами в знаниях! Сегодня Министерство образования пошло другим путем и пытается перенести подготовку к поступлению в вузы в профильную школу.
Какую специальность выбрать? Когда я обращаюсь с этим вопросом к уважаемым академикам, чаще всего слышу такой ответ: если к моменту поступления нет определенного настроя и больших успехов в одном направлении, лучше попробовать свои силы в вузах технического профиля.
Практика свидетельствует, что специалист-технарь в процессе учебы может совершенно безболезненно поменять профиль и перейти на гуманитарное отделение. Специалист-гуманитарий совершить переход в технический вуз не сможет почти никогда. В пользу выбора технических вузов свидетельствуют многие факты. В том числе даже беглый просмотр списка самых богатых людей России, который опубликовал журнал «Forbes», свидетельствует: чистых гуманитариев среди них – считаные единицы.
Ходорковский закончил Московский химико-технологический институт имени Менделеева. Березовский – факультет электроники Московского лесотехнического института, Вексельберг – Московский институт инженеров транспорта, Потанин – экономическое отделение МГИМО и так далее.
Если пример олигархов не вдохновляет, обратимся к духовным ценностям. Отсутствие курса физики в современной консерватории привело к тому, что музыканты хуже владеют способами оркестрового строя. Во времена Баха и Моцарта музыканты владели 11 способами, современные – всего лишь двумя. Из-за незнания физики многие произведения старых мастеров сегодня уже не «звучат» как ранее, так как с точки зрения акустики не соответствуют авторскому оригиналу. Вот так-то!
По прогнозам экспертов, высокообразованный специалист в будущем – тот, кто в первую очередь получил широкое общее образование. Сегодня специалисты достигают высокого профессионального роста, обучаясь параллельно или последовательно (после окончания или через несколько лет) сразу на нескольких (иногда даже на разнопрофильных) отделениях. В конечном итоге государство просто вынуждено будет считаться с таким положением и начнет делать ставку на высшее общее образование (по крайней мере на стадии бакалавриата). В каком-то смысле мы возвращаемся к нашему прошлому. Стоит напомнить, что в Царскосельском лицее, где обучался Пушкин, получили образование почти все выдающиеся государственные деятели того времени: министр иностранных дел, министр просвещения, премьер-министр и многие другие.
Какую форму обучения выбрать? Вопреки модным установкам на дистантное (дистанционное) обучение все-таки остановиться следует на классической очной форме. Председатель Ассоциации негосударственных вузов, ректор РОСНОУ (Российский новый государственный университет) Владимир Зернов считает, что лучшее высшее образование можно получить только в коллективе, а еще лучше, принимая во внимание мировую практику (в первую очередь Кембридж и Оксфорд), в отдельных кампусах. Это когда целый студенческий городок существует автономно от городской суеты. Кстати, элитные вузы России уже работают в этом направлении. Первое образование всенепременно должно быть классическим и очным, а вот уже второе высшее может быть дистантным, заочным, вечерним и так далее.
Теперь несколько слов о вузовском конкурсе. По итогам прошлогодней вступительной кампании, всего в вузы России на 100 мест претендовал 231 человек (во всех примерах берется среднее число). В Калининградской области желающих учиться оказалось больше, чем во всех остальных регионах, на 100 мест там претендовали 309 абитуриентов, в Москве – 269, в Санкт-Петербурге – 246. Маленьким оказался конкурс в Волго-Вятском районе: 166 абитуриентов претендовали на 100 мест. На Урале – 258 человек на 100 мест, на Дальнем Востоке – 233 человека на 100 мест. Скорее всего в этом году картина кардинально не изменится.
Теперь о конкурсе в отдельно взятых вузах страны. По рейтингу вузов Минобразования РФ, в лидерах среди университетов числится Московский госуниверситет имени М.В. Ломоносова. В нем следует различать конкурс на так называемые малые (25–30 студентов) и большие (от 100 студентов) факультеты. Из больших – самый серьезный конкурс оказался на механико-математическом факультете (8 абитуриентов претендовали на одно бюджетное место). Годом ранее, кстати, на этот же факультет конкурс составил 9:1. На так называемых малых факультетах МГУ лидировали направления «Биоинженерия» и «Биотехнология», здесь за одно место боролись сразу 11 человек.
Вообще в лидерах вузовских конкурсов сегодня присутствуют такие модные направления, как PR (связи с общественностью). Так, например, в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) самый большой конкурс в прошлом сезоне оказался именно на этом факультете, он составил 15 человек на место.
Традиционно лидируют факультеты иностранных языков, особенно лингвистические специальности. Конкурс на лингвистическое отделение (переводоведение) даже в Московском городском педагогическом университете (при среднем конкурсе 2–3 человека на место) составил в прошлом году 8 абитуриентов на одно место.
Если бы мы провели общий конкурс, то на нем непременно победила бы специальность «Компьютерные технологии». К слову сказать, если бы еще в начале 80-х государство вложилось в развитие этого нового направления, то сегодня мы были бы в списке передовых стран мира. Пока же мы даем 1% от того продукта, что производит на рынке компьютерных технологий Индия. Конкурс на эту специальность в престижных вузах большой. В МГТУ (Московский технический университет имени Баумана) и Физико-техническом институте в прошлом году был свыше 10 человек на одно место.
В элитарный МГИМО (Московский институт международных отношений) в прошлом году на 345 бюджетных мест претендовали 1413 абитуриентов. Конкурс составил 3–6 человек на место. 62% принятых в прошлом году абитуриентов – жители Москвы, 38% – абитуриенты из разных регионов России. По итогам прошлогоднего министерского рейтинга (новый ожидают не ранее осени) в пятерку лучших университетов России вошли кроме МГУ: Санкт-Петербургский госуниверситет, МФТИ, Российский университет дружбы народов и Томский госуниверситет.
Среди лидеров технических вузов: Московский государственный технический университет имени Баумана, Санкт-Петербургский горный институт, Московский государственный горный институт, Российский университет нефти и газа.
Пятерка лучших экономических вузов: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, Государственный университет управления, Финансовая академия при правительстве РФ, Государственный университет – Высшая школа экономики, Российская экономическая академия.
Наталья Савицкая
|