Повышение квалификации: мода или необходимость?
Оксана КРЫЛОВА
Источник: Элитный персонал
Востребованные специалисты, кадры, которых всем не хватает… Кто они? Как попасть в их ряды? Один из самых распространенных на сегодняшний день способов – повышение квалификации. Одного, пусть даже самого
Востребованные специалисты, кадры, которых всем не хватает… Кто они? Как попасть в их ряды? Один из самых распространенных на сегодняшний день способов – повышение квалификации. Одного, пусть даже самого престижного, высшего образования уже не достаточно. Нужно учиться, учиться и еще раз учиться. Остается лишь решить где, как и чему.
Пришло время для переподготовки
Еще совсем недавно профессиональная переподготовка и повышение квалификации не считались серьезным образованием. Большинство стремилось получить фундаментальные знания и диплом о втором высшем образовании или MBA. Однако за последние пару лет ситуация изменилась коренным образом, и профессиональная переподготовка стала пользоваться спросом. Это заметили и учебные центры, открывающие новые программы переподготовки, и официальная статистика говорит об этом же. По данным Министерства образования РФ, за 2002-2003 учебный год квалификацию повысили около 1,1 млн. человек, а профессиональную переподготовку прошли более 90 тысяч.
С чем связан такой повышенный интерес? Различные учебные заведения объясняют этот факт по-разному, но в целом все сводится к нескольким основным причинам.
«Рынок труда стал более динамичен, - считает Юлия Оболенская, декан факультета повышения квалификации Всесоюзного заочного финансового института (ВЗФИ), - идет постоянная миграция персонала из одной области в другую, специалисты «перетекают» в более перспективные, высокооплачиваемые сферы экономики. Но сделать это сегодня не так легко, как в начале 90-х. Необходим государственный диплом о профессиональной переподготовке или документ, подтверждающий повышение квалификации в определенной сфере деятельности».
Кроме того, многие сферы бизнеса развиваются столь стремительно, что по словам Дмитрия Гудзенко, директора учебного центра «Специалист», даже работающие специалисты вынуждены постоянно повышать свою квалификацию, получать дополнительные знания. Например, те, кто работает в области информационных технологий или просто использует их в своей деятельности, должны проходить переподготовку не реже одного раза в год, иначе их стоимость на рынке труда начнет падать.
Нельзя забывать и о том, что буквально на наших глазах постоянно появляются новые специальности. «Такая профессии, как налоговый консультант, официально появилась только в 2000 году, - говорит Евгений Андреев, декан факультета дополнительного образования Международной академии предпринимательства и директор Института налогового консультирования. – Многие юристы, аудиторы, экономисты решили заняться этим бизнесом, но для того, чтобы быть занесенным в государственный реестр налоговых консультантов и вести эту деятельность легально, необходимо иметь диплом о переподготовке».
И последняя причина увеличения интереса к дополнительному образованию - жесткая конкуренция среди молодых специалистов. «На рынке труда более конкурентоспособным становится тот молодой специалист, который имеет несколько образований - подтверждает Александр Кирилянчик, профессор, первый проректор «МАТИ»-РГТУ им.К.Э. Циолковского. - Так, инженер по специальности «автоматизированный системы обработки информации и управления» с углубленным изучением иностранного языка имеет гораздо больше шансов сразу после института найти хорошую работу, чем его однокурсник, не имеющий дополнительного диплома переводчика».
Копать вглубь или выйти за рамки?
По стандартам Министерства образования РФ послевузовская подготовка предполагает две формы: второе высшее образование и дополнительное образование, которое в свою очередь делится на переподготовку и повышение квалификации. К какой именно категории относится тот или иной курс, в первую очередь, зависит от количества учебных часов, но это лишь формальный показатель. На деле все обстоит гораздо сложнее. Прежде чем отправляться за знаниями, необходимо выяснить, какой именно вариант дополнительного образования вам будет предложен: специализация в рамках имеющейся профессии, получение еще одной специализации или овладение новой профессией.
«Переподготовка привлекает, прежде всего, тех специалистов, которые хотят получить новые знания по своей профессии, хотя есть и такие, кто обучается для того, чтобы сменить сферу деятельности, - говорит Валерий Залко, заместитель проректора по дополнительному профессиональному образованию учебного центра «МИРБИС».
По словам Юлии Оболенской, повышение квалификации в рамках своей специальности помогает приспособиться к постоянно меняющимся требованиям отечественной экономики. Свежий пример - переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности. Любому работающему бухгалтеру достаточно пройти курс по этой теме, и он сможет легче адаптироваться к работе по новым стандартам.
Сегодня повышение квалификации – это вовсе не дань моде. «Непрерывное качественное образование, основанное на постоянной актуализации профессиональных знаний – необходимое условие для карьерного роста современного специалиста. Но совмещать учебу с работой достаточно сложно, - считает Нина Разумовская, ректор Открытого университета бизнеса и технологий. - Поэтому новый век диктует новую форму обучения – дистанционную - максимально гибкую, территориально независимую, настроенную на человека и его индивидуальный ритм жизни и работы».
Добро пожаловать или…
Посторонним вход воспрещен – это один из основополагающих принципов, по которым можно разделить все учебные заведения, предлагающие программы переподготовки или дополнительного образования.
Кто и где может повысить свою квалификацию, получить дополнительные знания и диплом? Вопрос вовсе не праздный. Некоторые учебные центры предъявляют определенные требования к уже имеющемуся у слушателя высшему образованию и диплому, другие принимают всех желающих, третьи формально никаких ограничений не ставят, но уверены, что их курсы предназначены далеко не для каждого.
«Обучить человека, пришедшего из гуманитарной области, техническим специальностям, предлагаемым в рамках дополнительного образования, очень сложно, - убежден Дмитрий Изместьев, директор учебного центра «Сетевая академия «ЛАНИТ», - необходимо чтобы человек имел фундаментальные знания по математическим дисциплинам. Только тогда в короткие сроки его можно сделать высококлассным, востребованным специалистом, например, в сфере информационной безопасности или системного администрирования».
Похожего мнения придерживается и Евгений Андреев. Дело даже не в том, что за короткий срок невозможно сделать из врача налогового консультанта, а в том, что такой специалист не будет соответствовать государственному положению об этой профессии. В таком случае необходима не переподготовка, а полноценное второе высшее образование.
Надо сказать, что эту точку зрения разделяют далеко не все учебные центры. Как правило, на гуманитарные программы повышения квалификации принимают всех желающих. «Если человек решил получить дополнительные знания и навыки в области прикладной психологии, то неважно, диплом какого вуза он уже имеет, гуманитарного или технического, - поясняет Владимир Федякин, декан факультета психология управления Академии национальной безопасности обороны и правопорядка. – Гораздо важнее наличие у него жизненного опыта, определенной зрелости».
И все же переподготовка не нацелена на резкую смену профессии, особенно если речь идет о сложных специальностях, предполагающих наличие фундаментальных знаний и широкий кругозор. «Даже если никаких требований к имеющемуся диплому не предъявляется, то те, кто выбирает переподготовку, а не второе высшее, редко кардинально меняют сферу деятельности и специальность, - делится своими наблюдениями Александр Соколов, директор «Школы IT-менеджмента», факультета «Компьютерные технологии в бизнесе» АНХ при Правительстве РФ. - У них просто иные цели: систематизировать накопленный опыт и знания, подняться по карьерной лестнице, обзавестись деловыми связями в своем профессиональном кругу».
Долго ли, коротко ли?
Практически все учебные заведения предлагают и короткосрочные, и долгосрочные программы переподготовки. Каким же из них следует отдавать предпочтение? Это зависит только от того, какую цель вы преследуете, и сколько времени имеете в своем распоряжении.
По мнению Нины Разумовской, именно среднесрочные программы обучения специалистов имеют массу преимуществ. Краткосрочные программы не дают систематизированных знаний, а долгосрочные слишком трудоемки и не всегда полностью соответствуют профилю работы специалиста. Кроме того, долгосрочные программы трудно изучать дистанционно, тогда, как для среднесрочных такой способ учебы без отрыва от работы очень удобен.
Такого же мнения придерживается и Владимир Федякин: «Краткосрочные программы, ориентированные на повышение квалификации, подходят тем, кто желает усовершенствовать свои знания и навыки в каком-то конкретном вопросе. И только среднесрочные программы (500 и более часов) могут дать основательную и многостороннюю профессиональную подготовку – вплоть до новой специальности. Что же касается второго высшего (3 года) – то на него, по-моему, будущему психологу или управленцу не стоит тратить время».
Дмитрий Гудзенко считает иначе: «Быстрая, интенсивная переподготовка, в течение 1-3 недель, выгодна и сотруднику, и предприятию. Во-первых, такой курс стоит не дорого, а во-вторых, не нужно надолго отрываться от основной профессиональной деятельности». Дмитрий Изместьев же уверен, что в арсенале учебного центра должны быть программы разных форматов, но сводить все к краткосрочным программам, нацеленным на решение только прикладных вопросов, не стоит. Дополнительное образование должно представлять собой сочетание практических навыков с фундаментальными знаниями. Удовлетворить потребность в такой подготовке специалистов могут совместные программы высшей школы и специализированных учебных центров.
Конечно, вопрос продолжительности обучения играет значимую, но все же не первочерендую роль, гораздо важнее, какие именно дополнительные знания может предложить учебное заведение и какой диплом выдать на выходе. «Так, например, если студент одновременно получает первое высшее и одновременно дополнительное образование, то нет смысла делать программу короткой и интенсивной, другой вопрос, если учиться приходит работающий специалист, для него вопрос времени может стать решающим при выборе учебного курса», - добавляет Александр Кирилянчик.
Итак, где, как, чему и сколько учат специалистов, желающих повысить квалификацию, в принципе понятно. Остается последний вопрос: достиг ли спрос на программы дополнительного образования своего пика? По мнению большинства учебных центров, еще нет. «Экономическая ситуация в стране улучшается, люди видят возможность работать и зарабатывать, а поэтому хотят вкладывать деньги в свой профессиональный рост и образование», - так комментирует сложившуюся ситуацию Александр Соколов.
С ним абсолютно согласен и Валерий Залко, который уверен, что число желающих получить дополнительное образование будет расти с каждым днем. Ведь сотрудники, имеющие современное образование, нужны всем и всегда.
Кстати, данные Госкомстата полностью подтверждают эти столь оптимистичные прогнозы, поскольку количество слушателей, проходящих обучение по программам переподготовки, последние несколько лет растет на 10% ежегодно.
|