Начало, продолжение и окончание собеседования
Источник: www.uhr.ru
Войдя, вы должны поздороваться и подать руку. Даже если вы женщина. Кадровик сразу отметит про себя, что вы уверенный в себе человек. Садитесь на стул не строго напротив экзаменатора, а чуть сбоку. Если вам не
Войдя, вы должны поздороваться и подать руку. Даже если вы женщина. Кадровик сразу отметит про себя, что вы уверенный в себе человек. Садитесь на стул не строго напротив экзаменатора, а чуть сбоку. Если вам не предложили присесть, скажите: "С вашего позволения я присяду", - и выберите место, где вам было бы наиболее удобно. Желательно, чтобы этим местом был стул, сидя на котором вы будете собраны, а не кресло, в котором вы "утонете" вместе со своими мыслями и решительностью.
Следите за руками. Ковырять в носу, чесать голову, щелкать костяшками пальцев, подпирать подбородок руками будете дома. Не отворачивайтесь в сторону при беседе. Не хохмите, соблюдайте сдержанность и серьезность.
Ваше собеседование, по всей вероятности, начнется со светской беседы. Такое начало должно растопить лед и дать вам возможность собраться с мыслями, если вы волнуетесь.
Наиболее трудный - первый вопрос, когда вам предлагают рассказать что-нибудь о себе. Начните с того, почему вас интересует эта работа, или опишите, как вы представляете себе эту работу. Вы можете сказать: "В объявлении сказано, что желательно, но необязательно иметь опыт программирования. Что имеется в виду?" Или вы можете упомянуть, что во время учебы вы работали в фирме, выпускающей подобную продукцию. Подобный ответ вызовет соответствующие вопросы и позволит оставить в стороне темы, больше относящиеся к личным, чем к деловым качествам.
Собеседование может (и должно было бы) начаться с разговора о вашей профессиональной подготовке или с описания вакантной должности или организации в целом. Внимательно слушайте. Следуйте тому направлению беседы, которое задаст проводящий ее, поскольку у него есть определенная программа. Вы будете стремиться сообщить о себе все, что говорит в вашу пользу, однако если вы полностью сосредоточитесь на том, что вы хотите сказать сами, то рискуете упустить все, что будет сказано вам. Постарайтесь непринужденно ввернуть по ходу разговора все, что хотели сказать.
Обязательно возьмите с собой документы, подтверждающие вашу квалификацию, образование и другие умения и знания. Однако не стремитесь продемонстрировать все, что вы принесли и сразу.
Ваши ответы на заданные вопросы должны быть прямыми и точными. Но это не означает, что вы говорите только "да" или "нет" (опытный кадровик вообще не допустит ни одного вопроса, от которого можно было бы отделаться односложным ответом, но об этом дальше). Прямыми они должны быть в том смысле, что вы отвечаете непосредственно на поставленный вопрос, а точными - остаетесь в рамках обсуждаемой темы.
Если, например, вас спросили: "Какие у вас были достижения во время учебы?", - вы должны рассказать именно об этом, а не обо всех своих успехах на двух последних должностях. Задавая определенный вопрос, специалист по работе с кадрами исходит из каких-то специальных соображений, возможно, он планирует развить эту тему. Сильно отклонившись от заданного направления, вы можете преждевременно перевести беседу в новую область, что может пойти вам не на пользу.
В то же время вы можете, отвечая на вопрос, вставить выигрышную информацию. Если вас, например, спросят, каковы были ваши обязанности в отделе рекламы, вы можете не только коротко рассказать о них, но и добавить, что за 6 месяцев вашей работы газетная реклама стала эффективнее на 25%. Это будет ответом по существу, и никто не сочтет подобное дополнение за хвастовство.
Как правило, в ходе беседы вам предоставляется возможность говорить побольше. Если во время беседы возникают продолжительные паузы, то многие чувствуют себя весьма неуютно. На самом деле этим специальным приемом вас вынуждают много говорить и располагать временем по своему усмотрению. Не сочтите этот прием трюком, с помощью которого вас хотят выбить из колеи.
Для такого случая или же если вам предложат задавать вопросы, желательно заранее их приготовить. Однако задавайте 2-3 вопроса, не более.
Держите себя с чувством собственного достоинства. Помните, что вы не пришли просить об одолжении, а хотите предложить себя и свои умения.
В ходе беседы старайтесь фиксировать на бумаге наиболее важную и полезную информацию. Вам могут предложить заполнить бумаги. Спросите, можно ли взять их с собой и вернуть в ближайшее время. Заполняя их дома, вы сможете все хорошо обдумать и точно сформулировать все ответы.
Заканчивая беседу, четко договоритесь о том, как и когда вы узнаете о результатах. Обязательно поблагодарите собеседника за уделенное вам время и проявленное внимание. После собеседования можете послать благодарственное письмо на фирму.
Следующий совет может показаться прописной истиной и смахивает на проповедь: вы должны говорить правду. При собеседовании каждому свойственно преувеличивать и приукрашивать свой профессиональный уровень, в какой-то степени этого от вас и ждут. Но если вы преувеличиваете настолько, что не сможете подтвердить свои утверждения, то сами создадите себе кучу затруднений.
Во-первых, вы, скорее всего, не настолько непроницаемы, насколько вам хотелось бы. Ваше волнение и колебания не укроются от глаз и заронят сомнения. Каждая ложь будет неизбежно вызывать уточняющие вопросы и углублять возникшие сомнения, в которых вы будете увязать все глубже и глубже.
Во-вторых, если вам и удастся убедить сейчас, то потом, когда вас примут на работу, вам придется продемонстрировать то, о чем вы говорили. Очевидно, что вы окажетесь в весьма щекотливом положении, если вы заявляли, что умеете делать нечто, чего на самом деле не умеете.
И наконец, как правило, в стандартных бланках заявлений о приеме на работу содержится предупреждение, напечатанное мелким шрифтом, что предоставление ложных сведений влечет за собой немедленное увольнение (это при условии, что вы так ловко соврали, что сумели-таки получить работу).
Не лгите, иначе сами себя накажете. Даже если вас так и не уличат, вас постоянно будет преследовать боязнь разоблачения.
|