Рост компании - это и мой профессиональный рост. Интервью профессионала
Оксана Крылова
Источник: Элитный персонал
Идея заняться тем или иным бизнесом может прийти спонтанно, но для того чтобы достичь в этом деле успеха, необходим четкий и ясный план. Именно так считает наш сегодняшний герой Константин Попов, председатель Совета
Идея заняться тем или иным бизнесом может прийти спонтанно, но для того чтобы достичь в этом деле успеха, необходим четкий и ясный план. Именно так считает наш сегодняшний герой Константин Попов, председатель Совета директоров Корпорации «Инком-недвижимость». О том, какие планы он строит, и как воплощает их в жизнь, и была наша беседа.
Наша справка
Константин Попов. Родился 14 апреля 1966 г. в Загорске. В 1989 г. окончил МИРЭА, факультет кибернетики. В 1991 г. открыл одну из первых брокерских контор на бирже «Алиса». В том же году создал собственное предприятие – МЦБН (Московскую Центральную Биржу Недвижимости). В течение 10 лет возглавляет ее Совет директоров. В 2001 г. после объединения с «Корпорацией ИНКОМ», становится Председателем Совета директоров объединенной компании «Корпорация ИНКОМ-недвижимость». Женат, имеет двоих детей.
- Константин, почему ваш выбор пал именно на эту сферу бизнеса?
- Во многом этот выбор определил мой личный опыт. В 1991 году я женился и стал решать жилищную проблему своей семьи. Сделать это было довольно сложно, рынка недвижимости еще практически не существовало, процесс регистрации жилья был довольно трудоемким. К тому же, то время знаменательно появлением множества мошенников, аферы начала 90-х до сих пор продолжают существовать в виде «мин замедленного действия» в истории многих московских квартир.
Приложив довольно много сил, я все же сумел успешно разобраться со своими проблемами. И тут мне пришло в голову, что работа с недвижимостью (о понятии «риэлторская деятельность» тогда еще не слышали) – это перспективный бизнес. Поэтому я и несколько моих товарищей создали МЦБН – одну из первых компаний, работающих на столичном рынке жилья. Начинали с аукционов, на которых «с молотка» продавали квартиры, а затем распространили свою деятельность на все сегменты рынка недвижимости.
- Какой момент в развитии Вашей карьеры Вы считаете ключевым?
- Для меня таким моментом стало объединение в феврале 2001-го компаний ИНКОМ и МЦБН и образование Корпорации «ИНКОМ-недвижимость». Благодаря слиянию, мы сумели не только суммировать свою прибыль, но выйти на новый уровень бизнеса. В частности, была усовершенствована технология проверки квартир, что позволило минимизировать проблемы при заключении сделок. Кроме того, синергетический эффект объединения дал возможность существенно улучшить условия работы сотрудников, открыть новые офисы в Москве и других регионах России, приступить к реализации масштабных инвестиционных проектов в области строительства жилых домов и коттеджных поселков.
- С другой стороны, объединение компаний привело к тому, что Вы перестали быть единоличным руководителем, Вам пришлось разделить власть со своим партнером. Это был сложный психологический момент для Вас?
- Да, здесь могли возникнуть какие-то проблемы, но не возникли. Поскольку с самого начала мы договорились с моим партнером Сергеем Козловским о разделе сфер деятельности. Я возглавил риэлторский блок объединенной компании, а он сконцентрировался на развитии инвестиционного сектора. И пока я объединял риэлторские мощности двух компаний, он строил свою часть бизнеса, которая на тот момент была очень малоразвита, но совершенно необходима для нашего дальнейшего роста и развития.
- И у Вас никогда не возникает чувства конкуренции с партнером?
- Однозначно нет, потому что мы работаем, как правая и левая рука. А какая может быть конкуренция между правой и левой рукой? Мы грамотно распределяем обязанности, все четко проговариваем, поэтому проблем с полномочиями не возникает. Что касается ответственности, то по нашей взаимной договоренности она является общей за всю деятельности компании. Мы никогда друг друга ни в чем не обвиняем, все возникающие ошибки или недоработки разбираем совместно. Кроме того, у нас просто нет времени на выяснение личных отношений.
- Если каждый из Вас самостоятельный руководитель, значит, и стиль руководства у Вас различный. Какой стиль наиболее близок вам?
- Можно условно определить его как «либерально-демократический» (не путать со стилем Жириновского). Такой принцип предполагает широкую инициативу сотрудников и коллегиальность принятия решений.
- Какими качествами необходимо обладать руководителю, предпринимателю, чтобы сделать успешную карьеру в российском бизнесе?
- Для российской экономики характерен высокий темп развития, поэтому для наших предпринимателей, на мой взгляд, в большей степени, чем для их зарубежных коллег, важна открытость, быстрое восприятие всего нового, решительность, готовность идти на разумный риск и настойчивость в достижении своих целей.
- Нужно ли планировать свою карьеру или достаточно просто делать свое дело?
- Планировать нужно, но скорее свой бизнес. Если план правильный, то можно спокойно делать свое дело, а карьерный рост будет происходить сам собой. Но план нужно регулярно корректировать, учитывая конъюнктуру рынка и реальные результаты.
- А нужен ли в бизнесе порыв, неожиданные решения, ходы?
- Чем больше бизнес, тем больше он требует планирования и продумывания дальнейших шагов. Процессы, которые запускает крупная компания, сами по себе очень большие, а в силу этого достаточно инерционные. И если они уже пошли, не так просто остановить их ход. А представьте, что они пошли не в ту сторону? Остановить их сразу не удастся, значит, любая ошибка будет совершаться еще какое-то время. Поэтому чем больше компания, тем более детальным должно быть планирование.
Кроме того, мы всегда задаем нижнюю границу наших достижений, но при этом культивируем в сотрудниках желание «подпрыгнуть» выше установленной планки.
- И какую планку Вы собираетесь взять в ближайшее время?
- Я хотел бы видеть Корпорацию крупнейшей российской компанией не только в риэлторском бизнесе, но и в области инвестирования и строительства недвижимости. Это наши общие цели развития. Но есть много составляющих, из которых складывается каждая глобальная цель. Мы должны стать еще ближе к клиентам, более чутко реагировать на их запросы, активно внедрять новации. Бизнес – это живой творческий процесс, и только уделяя внимание всем составляющим, постоянно «держа руку на пульсе», можно рассчитывать на успешное выполнение глобальных задач, развитие компании.
- Каким образом, по Вашему мнению, должны происходить изменения в компании: революционным или эволюционным?
- Все зависит от конкретных обстоятельств. Если ситуация в компании стабильна вне зависимости от состояния внешней среды – то эволюционный путь наиболее продуктивен. Если же положение организации критическое (из-за внутренних проблем или резко изменившихся внешних факторов), то могут быть допустимы революционные методы. Главное, чтобы сотрудники компании понимали необходимость революционных мер. Необоснованная жесткость может вызвать поток «иммигрантов» из компании или привести к чрезмерным экономическим потерям.
- Какое место в Вашей жизни занимает бизнес?
- Сейчас я посвящаю бизнесу основную часть своего времени. Это и определяет его место на данном этапе жизни.
- Что же заставляет Вас тратить большую часть жизни на бизнес?
- Не скрою, что я начал заниматься бизнесом для того, чтобы заработать деньги. Но постепенно начинаешь увлекаться уже самим процессом деятельности. Бизнес затягивает, он ежедневно сталкивает тебя с различными проблемами, людьми, новым опытом, со временем ты оказываешься в неком информационном потоке, который уже ценен сам по себе. Бизнес для меня не обуза или нагрузка, как раз наоборот. Я не могу слишком долго отдыхать, начинаю страдать оттого, что не могу делать дела. Бизнес уже стал частью моей жизни, и думаю, это надолго.
- Но все же Вы находите время для отдыха. Чем Вы его заполняете?
- Занимаюсь спортом, в частности, дайвингом, люблю путешествовать. Мне нравится классическая музыка. Кстати, в свое время я брал уроки по вокалу и при случае могу исполнить несколько романсов.
- Кроме самого процесса, что еще привлекает Вас в большом бизнесе? Для Вас важны власть, известность?
- Невозможно управлять организацией, не обладая реальной властью. Нравится мне это или нет? Мне это нравится в той мере, в которой это необходимо для бизнеса. У меня нет, на мой взгляд, никаких комплексов, связанных с властью. То же самое я могу сказать и об известности, которая нужна мне только в той степени, в которой она способствует продвижению компании и развитию бизнеса. Если это необязательно, то для меня это совершенно не важно. Хотя в самой по себе известности, конечно, если она не скандальная, я ничего плохого не вижу. Кроме того, в нашем бизнесе нужно раскручивать бренд, а не личность руководителя, поэтому я свою фигуру вперед не выставляю. Почему я даю это интервью? Потому что для него нужен именно я как одно из первых лиц компании. С помощью этого интервью я, кроме всего прочего, хочу привлечь в компанию новых, интересных, уникальных специалистов. А для таких людей всегда важна личность руководителя компании.
- Какими же качествами должен обладать специалист, чтобы стать интересным для Вашей компании?
- Мы приветствуем людей, профессиональных в своей области, стремящихся к развитию, инициативных, открытых, раскрепощенных, легко принимающих различные новации, умеющих сосуществовать в большой демократической структуре.
- Вы тоже стремитесь к развитию? Но ведь в Вашей компании Вам расти уже некуда?
- Если я забрался на дерево и мне больше некуда лезть, значить, я должен сделать все, чтобы это дерево само росло, как можно выше. Моя задача подниматься вместе с организацией. Рост компании – это и мой персональный рост.
- Вам не скучно столько лет вести один и тот же проект?
- Если бы я до сих пор, как и 13 лет назад, продавал квартиры, то, пожалуй, мне бы стало скучно. Но поскольку компания постоянно росла, появлялись новые направления и рынки, свежие информационные потоки, другие люди. Если этот рост продолжится, то мне и дальше будет интересно.
- А если нет? Ведь рынок недвижимости уже почти достиг своего пика.
- Нельзя путать ценовой рост рынка и развитие компании. Компания может развиваться в любых условиях и когда рынок растет, и когда он падает. Я настроен на рост компании в каждой из этих ситуаций.
- Вы производите впечатление очень спокойного человека. Вас ничто не может выбить из колеи?
- Опыт управления делает стрессоустойчивым, приходиться иметь прочную «броню» в зоне восприятия любых ситуаций. За последнее время я не помню ни одного случая в компании, который бы вывел меня из привычного ритма, и мне даже сложно их представить. Наверное, это могут быть проблемы, выходящие за рамки компании. Например, гибель небоскребов в Нью-Йорке меня привела в некоторый шок. Если на Марсе будет обнаружена жизнь – меня это тоже сильно удивит. А проблемы внутри компании меня уже вряд ли смогут выбить из колеи, хотя я не зарекаюсь.
- Ваша формула успеха?
- Стратегическая внутренняя установка на непрерывное развитие и рост бизнеса.
Беседовала Оксана Крылова
|