error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='1725',showed='1',date=NOW(),ip='18.224.73.124',sess='pprc4u152i7psi36956npio024',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=1725'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Человеческий фактор: Как принимают решение? | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Человеческий фактор: Как принимают решение?


Марина Мелия
Источник: Ведомости

Шестая статья из цикла, посвященного эмоциональному интеллекту. Нам постоянно приходится выбирать: мы решаем, строить новое предприятие или реконструировать старое, пойти на юбилей однокурсника или отдохнуть на даче.

Шестая статья из цикла, посвященного эмоциональному интеллекту. Нам постоянно приходится выбирать: мы решаем, строить новое предприятие или реконструировать старое, пойти на юбилей однокурсника или отдохнуть на даче. При этом кто-то способен даже самые сложные вопросы решить "на лету", а для других даже выбор галстука по утрам превращается в проблему. В том, как люди принимают решения, эмоциональный интеллект проявляется наиболее ярко.

Именно здесь проходит водораздел между теми, кто добивается успеха, и теми, кто оказывается в проигрыше. Назовем их условно эффективными и неэффективными людьми.

Много лет на практике я изучала, чем отличаются эти две полярные группы эффективных и неэффективных при принятии решения, и могу обозначить такие отличия пятью ключевыми словами: осознание, реальность, критерий, ответственность, безальтернативность.

Первое ключевое слово - осознание. Эффективный человек способен четко осознать, что он находится в ситуации выбора и что если перед ним стоит проблема, то ее необходимо решать.

Предположим, у компании недостаточная прибыль. Эффективный руководитель понимает, что положение надо исправлять, и увидит несколько путей решения проблемы: например, вложить деньги в реорганизацию производства и тем самым улучшить качество продукта, или вложить эти средства в рекламу, или же потратить их на обучение сейлз-менеджеров и тем самым увеличить продажи.

А неэффективный руководитель либо вообще не осознает, что проблему надо решать, сваливая все свои неудачи либо на ситуацию на рынке, либо на нерадивых топ-менеджеров, или, осознав ситуацию, всеми силами начнет уходить от решения. Он скажет: "У меня не было другого выхода", "Я поставлен в такие условия". Обычно в подобных выражениях многие пытаются оправдать свой страх перед необходимостью принятия решения.

Осознание того, что выбор есть всегда, очень важно. Проанализировав любую проблему, мы увидим, что существует как минимум два варианта ее решения.

Причем иногда для того, чтобы что-то выбрать, вовсе не обязательно сломать все прежнее - можно принять сложившееся положение, но уже осознанно. В таком случае мы влияем на ситуацию, а не ситуация на нас, и мы не ощущаем себя ее жертвами.

Второе ключевое слово - реальность. Эффективные люди всегда стараются понять, что же происходит на самом деле. Прежде чем принимать решение, они должны увидеть максимально объективную картину. Им важно беспристрастно, не используя никаких фильтров, собрать всю необходимую для этого информацию: факты, мнения, аргументы.

Для неэффективных людей, наоборот, "посмотреть правде в глаза" - почти непосильная задача. Сталкиваясь с реальностью, которая их не устраивает, они начинают громоздить заборы из своих психологических защит. Сотрудники, например, прекрасно чувствуют, хочет руководитель знать правду или нет. При этом некоторые все равно пытаются ее сообщить, а большинство, приспосабливаясь, дают подборку из фактов, которые не отражают действительности в полной мере. Помните, раньше гонцу за плохую весть рубили голову? Поэтому мало кто из окружения обладает смелостью доводить до такого руководителя правдивую информацию.

Эффективный человек никогда не станет отгораживаться от действительности, какой бы она ни была. Один из моих клиентов, руководитель компании, говорит своим сотрудникам: "Я даю вам право на ошибку, но не даю права ее утаивать". Человек, который хочет знать не только плюсы, но и минусы, сможет лучше разобраться в ситуации и увидеть, в чем он выиграет, а в чем проиграет.

При этом важно понимать, что необходимо знать в этой ситуации, а что нет: не нужно собирать лишние сведения, анализировать избыточную информацию, во всем должна быть мера. Людей, обладающих высоким эмоциональным интеллектом, отличает поразительная ясность мышления, способность отбирать необходимый материал, четкость и скорость принятия решения. Они чувствуют, сколько информации достаточно для того, чтобы сделать однозначный выбор. При этом каждый из нас вспомнит случай из своей жизни, когда в решении превалировал один, но очень эмоционально значимый фактор.

Эффективный человек также хорошо осознает истинную цену решения проблемы и понимает, что время, которое придется потратить на ее "всесторонний анализ", может стоить значительно дороже. Поэтому ему иногда выгоднее принять решение быстрее, пусть даже не самое оптимальное в данной ситуации, чем полдня размышлять над малозначительным вопросом. Кстати, если мы вдруг начинаем излишне сосредотачиваться на мелочах, не исключено, что таким образом мы пытаемся уйти от решения гораздо более серьезных проблем.

Третье ключевое слово - критерий. Эффективный человек четко представляет, на основании чего он делает тот или иной выбор. Задайте себе вопросы: чем я руководствуюсь? Чего хочу на самом деле? К чему я стремлюсь? Каждый раз, когда мы принимаем решение, мы опираемся либо на наши желания ( "хочу") , либо на наши возможности и ресурсы ( "могу") , либо на объективные потребности внешней среды ( "надо"). Эти три важнейших фактора я условно называю треугольником стратегического самоопределения. Их можно сравнить с русской тройкой, где всегда есть коренная, ведущая лошадь и пристяжные.

Так и при выборе: всегда что-то является основным, а что-то второстепенным. Допустим, человек твердо решает: "Да, я этого хочу! " И тогда, соответственно, подтягиваются "могу" и "надо". Если же в данный момент что-то сделать очень "надо", то "могу" и "хочу" отходят на задний план.

Итак, эффективные люди всегда осознают, на основании чего они принимают решение в конкретной ситуации. При этом ведущий критерий обязательно соответствует некой общей цели, миссии, стратегии личности - тогда многие решения принимаются гораздо быстрее, на автомате. Например, если человек уже решил для себя не участвовать в политике, то какие бы предложения ему ни поступали, он их вообще не будет рассматривать - это не вписывается в его стратегию.

А неэффективный человек либо может мучительно раздумывать над каждым предложением в течение длительного времени, либо бездумно что-то предпринимать и почти тут же сделать прямо противоположное. Вспомните Бузыкина из "Осеннего марафона" - он не понимает, куда движется и чего хочет: сохранить семью или уйти к другой, а может, вообще послать всех куда подальше и заниматься своим делом. Он все время боится от чего-то отказаться, что-то потерять. В результате, не имея четкого критерия выбора, он теряет самого себя, становится полностью зависимым от ситуации. А ведь у каждого из нас есть своя миссия, свое предназначение, но зачастую мы либо стоим на развилке в раздумье, опасаясь даже двинуться, либо бежим по жизни, не разбирая дороги, и некогда даже задуматься, а по той ли дороге мы бежим, куда и зачем торопимся.

Но если мы решили, по какой дороге двигаться, то уж лучше бросить на это все свои ресурсы и не тосковать о том, чего на этой дороге нет и быть не должно: ведь делая выбор, мы не только приобретаем, но обязательно от чего-то отказываемся. И важно сделать этот выбор ответственно.

Марина Мелия

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru