Личный опыт: Всё началось с карпов!
Сергей Булавин
Источник: Работа для Вас
Какими качествами должен обладать хороший продавец? Знающие люди заметят: многое зависит от конкретной торговой точки. Одно дело - торговать на рынке, и совсем другое - в гипермаркете. Да и вообще продавцы бывают
Какими качествами должен обладать хороший продавец? Знающие люди заметят: многое зависит от конкретной торговой точки. Одно дело - торговать на рынке, и совсем другое - в гипермаркете. Да и вообще продавцы бывают разные: продавец-кассир, продавец с лотков на открытом воздухе, продавец-консультант... И требования по каждой специализации тоже разные. Сегодня о своем опыте работы рассказывает наш читатель Александр Головачев, прошедший путь от продавца на рынке до директора магазина.
Начинал я с торговли рыбой. Устроился на работу в палатку на продуктовом рынке, где продавался живой карп. Здесь я прошел "боевое крещение".
Работа не для всех
Должен сказать, работа эта - для сильных и терпеливых. Каждое утро рыбный фургон подъезжал к служебному входу, я выгружал огромные тяжелые бидоны на тележку, транспортировал к своему прилавку, а потом начинал "водные процедуры": провести шланг от крана, заполнить водой бак (аквариум), осторожно запустить туда рыбу. Естественно, о чистых фартуках и холеных руках не стоило и мечтать. За одну смену (12 часов) я менял по 2-3 комплекта спецодежды (халат, фартук, налокотники) и, тем не менее, не могу сказать, что более получаса выглядел опрятно.
Я должен был уметь пользоваться весами (тогда они еще были не электронные, а с гирьками и "уточками"), принимать от покупателя деньги и сдавать сдачу, желательно чистыми и сухими руками. Честно скажу: профессиональная сноровка далась мне нелегко.
Из рыбного в булочную
Так прошел год. В это время один из наших администраторов поменял место работы, устроившись в булочную на должность директора магазина. Он-то и предложил мне перейти к нему.
Магазин занимал небольшое, ветхое помещение - зато в доме на оживленном перекрестке. Мой новый начальник начал с того, что добился разрешения закрыть булочную на капитальный ремонт. Мы штукатурили, красили, скоблили, облицовывали, меняли двери, окна, устаревшее оборудование. Причем и я, и Павел (директор) работали наравне с остальными.
После того, как ремонт был закончен, Павел заявил, что хочет привлечь меня к административной работе. Наш штат тогда состоял из пяти человек, включая уборщицу (по совместительству ночного сторожа). Вместе с Павлом мы работали ежедневно по 12 часов: стояли за прилавком, оформляли витрины (то есть выполняли работу мерчендайзеров), находили новых поставщиков. Павел приобщил меня и к бухгалтерскому делу.
А через три года, после того, как мы приватизировали магазин, Павел предложил мне стать директором, а сам занялся товароведением.
Мои требования
Моя основная "головная боль" теперь - текучка кадров. Один переехал в другой район, другой пошел учиться, третья - в декрете, а кто-то просто не справляется со своими обязанностями…
На собеседовании я сразу предупреждаю:
во-первых, 12-часовой рабочий день может выдержать не каждый.
Во-вторых: официального перерыва на обед в нашем магазине нет. Каждый работодатель решает проблему обеденного перерыва сотрудников по-своему. Я, например, отпускаю продавца на полчаса пообедать и в это время сам стою за прилавком. Иногда коллегу замещает продавец соседнего отдела, работая за двоих.
В-третьих: я не приветствую продавцов, которые то и дело отлучаются на перекур. После работы или во время тридцати минут, отпущенных на обед, - пожалуйста, а в течение рабочего дня - ни-ни.
Следующую часть собеседования я посвящаю культуре обслуживания. Мне не столько важен опыт работы соискателя в сфере торговли, сколько его культура (внешняя и внутренняя). К внешней я отношу чистоту и опрятность одежды, рук, прически, к внутренней - умение вести разговор с человеком (начальником, покупателем - неважно). Терпеть не могу, когда соискатель во время собеседования разваливается в кресле или жует жвачку. А еще часто приходят вялые, сонные, апатичные люди. Или, наоборот, всем недовольные, резкие, грубые. И то и другое я не приемлю, о чем сразу честно заявляю.
На собеседовании нередко выясняется, что у соискателя нет ни московской прописки, ни медицинской книжки. Таких людей я на работу тоже не беру. Некоторые меня спрашивают: а где же взять эту самую - медицинскую книжку?..
Медицинская книжка
Медкнижка оформляется по предъявлению письменного заявления в районную СЭС. Узнать, где находится СЭС, можно в регистратуре вашей поликлиники. Укажите в заявлении, чем именно вы хотели бы торговать: продуктами, химикатами, одеждой, техникой и т.д. На основании заявления вам выдадут бланк (не забудьте принести с собой 2 фотографии для документа), с которым вас направят на прохождение медкомиссии в районную поликлинику. Как только вы пройдете осмотр и сдадите анализы, работники СЭС аттестуют вас по санминимуму (на основании документа СанПиН - "санитарные правила и нормы". Этот документ вам выдадут в СЭС). Затем в вашу книжку впишут индивидуальный номер и сделают необходимые отметки (записи, голограммы). Плата за оформление книжки и прохождение всех процедур - от 600 до 800 рублей. И это все, что от вас требуется. ОТ
РЕДАКЦИИ: Если вы, желая оформиться на работу продавцом, имеете прописку, медкнижку и обладаете перечисленными качествами, можно смело отправляться на собеседование. Нужные вакансии вы найдете в нашей газете в разделе "Розничная торговля".
Беседовал Сергей БУЛАВИН
|