Великий коммуникатор
Светлана Громова
Источник: Элитный персонал
Сущность работы пресс-секретаря определяет сочетание разнонаправленных интересов. Он должен быть «своим» в двух противоположных коммуникационных средах: официальной и журналистской. Какие требования предъявляет
Сущность работы пресс-секретаря определяет сочетание разнонаправленных интересов. Он должен быть «своим» в двух противоположных коммуникационных средах: официальной и журналистской. Какие требования предъявляет рынок к такому специалисту?
Профессия пресс-секретаря пришла к нам из большой политики. Изначально все крупные политические деятели имели в составе своей администрации пресс-секретарей, в обязанности которых входила связь со СМИ. Основным требованием к ним была аполитичность: пресс-секретари должны были предоставлять информацию, избегая оглашения собственного отношения к ней. Но со временем ситуация радикально изменилась.
Евгений Комаров, обозреватель ежедневной всероссийской газеты, ранее пресс-секретарь депутата Государственной Думы Михаила Меня: «Перефразируя знаменитое выражение, можно сказать, что пресс-секретарь в России - это больше чем пресс-секретарь. В отдельных ситуациях ему приходится исправлять неудачные высказывания политика, например, если интервью с ним получило неправильное освещение в СМИ. Но чаще всего пресс-секретарю доверяют такой ответственный участок, как создание имиджа политического деятеля. Поэтому активно работающий лидер хорошо понимает, что эффективность его работы зависит в немалой степени и от профессионализма его пресс-секретаря».
Со временем эта профессия приобрела более широкий общественный статус, вышла за рамки политической жизни. Коммерческие компании, объединения и общественные организации не менее, чем политики, заинтересованы в постоянном освещении своей деятельности в СМИ. «В настоящее время позиция пресс-секретаря весьма востребована на рынке, - говорит Лилия Казинцева, коммерческий директор компании «РКА-консалтинг». - Каждая более или менее динамично развивающаяся компания нуждается в таком специалисте, чтобы, с одной стороны, «мониторить» СМИ по интересующим компанию темам, а с другой - создавать информационное поле вокруг деятельности самой компании». Однако соискатели этой должности, да и сами руководители не всегда хорошо представляют себе функции пресс-секретаря и объем знаний, который необходим для выполнения его должностных обязанностей.
Что делает пресс-секретарь:
• поддерживает контакты со СМИ « занимается подготовкой, распространением и контролем над публикацией сведений компании, предназначенных для широкого ознакомления, среди которых могут быть: пресс-релизы, сообщения, заявления, интервью
• организует пресс-конференции, интервью
• информирует своего руководителя по всему кругу вопросов общения со СМИ
• в случае необходимости организовывает специализированные исследования по всем проблемам работы со СМИ.
Во многих компаниях пресс-секретарь принимает активное участие в разработке PR-стратегии. «В нашей организации пресс-секретарь отвечает еще и за разработку концепции PR-мероприятий, отслеживает реакцию на эти мероприятия, а также ведет архив публикаций о рынке недвижимости по темам: аналитика, криминал на рынке недвижимости, менеджмент в риэлторском бизнесе», - говорит Луиза Каширская, исполнительный директор Московской ассоциации-гильдии риэлтеров.
В идеальном варианте вся информация должна поступать в СМИ только из двух источников: от пресс-секретаря или руководителя компании. Причем остальные сотрудники практически не общаются с представителями прессы, так как они не владеют данными по всему кругу вопросов. Профессиональный пресс-секретарь всегда готов ответить журналистам на любой, даже самый провокационный, вопрос, а также проконсультировать представителей СМИ по проблемам, касающимся деятельности компании. Соответственно, он должен понимать и разделять разработанную компанией политику и владеть как можно более полной информацией о ней.
По данным компании «РКА-консалтинг», все крупные российские сырьевые компании, специализирующиеся на добыче и экспорте нефти, газа, металлов, обязательно имеют в своем штате как минимум пресс-секретаря, а нередко и целую пресс-службу. Кроме того, за последние 3 месяца возрос спрос на пресс-секретарей в IT-компаниях и фирмах, специализирующихся на поставке комплексных системных решений. Эти компании способны обеспечить заказчикам реальное развитие их бизнеса, поэтому они стремятся к грамотному освещению своей деятельности в СМИ.
Первое требование, которое предъявляется к соискателю, - это эрудированность. Один из самых лучших вариантов - приглашение на эту должность журналиста с опытом работы и обширными связями в СМИ. Луиза Каширская считает, что деятельность пресс-секретаря как представителя PR-структуры основана на личностных факторах: «В основу любого решения в этой области должно ложиться личное восприятие. Например, какая форма воздействия заинтересовала бы меня самого, была бы прият, на мне... Поэтому важен опыт работы, багаж этих ощущений».
Евгений Комаров придерживается похожего мнения: «В вузе обучают, как быстро усваивать большие объемы знаний и перерабатывать их, делая доступными для широкой аудитории. Однако некоторые умудряются и не имея данного образования на протяжении многих лет с успехом выполнять функции пресс-секретаря на фирме или предприятии. Ведь в конечном итоге основная задача пресс-секретаря - устанавливать контакты с журналистами, а этому в институте, при всем желании, научить не могут».
В компаниях, так или так иначе связанных с иностранными партнерами, пресс-секретарь должен владеть иностранным языком, как правило английским. Среди личных качеств чаще всего называют коммуникабельность, способность успешно коммуницировать с людьми на разных уровнях. «Безусловно, коммуникабельность, доброжелательность, личная организованность, чувство юмора - все эти качества необходимы для успешной работы, - говорит Евгений Комаров. - Кроме того, нужно быть способным выдерживать длительный стресс, быть готовым к тому, что придется задерживаться на работе, иметь ненормированный рабочий день и рабочую неделю. Поэтому идеально, когда профессия и личные пристрастия совпадают».
В небольших компаниях пресс-секретарь один занимается всей работой с прессой, организует стабильный информационный обмен, проводит пресс-мероприятия, а также паблисити первых лиц компании. Однако чем больше компания и чем активнее ее PR-политика, тем обширнее ее пресс-служба. «В крупных компаниях, - говорит Лилия Казинцева, - пресс-служба насчитывает несколько человек, к тому же к работе над крупными проектами подключаются российские или иностранные PR-агентства». Возглавляет такую пресс-службу руководитель, который разрабатывает стратегию и планирует ее реализацию, а также курирует крупные проекты, взаимодействие с СМИ и размещение материалов. В отделе, как правило, работают от 2 до 5 менеджеров. Они осуществляют мониторинг прессы, пишут пресс-релизы, размещают материалы и занимаются организацией пресс-конференций и круглых столов.
«Руководитель пресс-службы должен обладать организационным талантом и способностью мотивировать своих подчиненных, вдохновлять их на выполнение поставленных задач, - полагает Луиза Каширская. - Однако для этого он сам должен быть вдохновлен, хорошо знать и любить предмет своей работы».
Заработная плата пресс-секретарей и руководителей пресс-служб зависит от величины компании, комплекса решаемых задач, а также опыта работы и личных качеств специалиста. В некоммерческих организациях и благотворительных фондах пресс-секретари получают от $ 400 до $ 700, в банках, страховых компаниях и фирмах, специализирующихся в области IТ-технологий, - от $ 800 и выше.
В наиболее успешных компаниях уровень заработной платы руководителя пресс-службы может достигать $ 3500 плюс бонусы за удачные проекты. Работодатели не хотят экономить на успехе и рассматривают пресс-секретаря и в целом «институт пресс-службы» как важный элемент в структуре свой компании, способствующий укреплению ее авторитета в обществе.
Светлана Громова
|