МВА - взлёт или посадка?
Александр Калачёв
Источник: Элитный персонал
Тема МВА неисчерпаема. Наверное, потому что никто у нас в полной мере не может оценить перспективы развития этого направления обучения в России, но всем безумно интересно. А еще это рынок, на котором ежегодно вращаются
Тема МВА неисчерпаема. Наверное, потому что никто у нас в полной мере не может оценить перспективы развития этого направления обучения в России, но всем безумно интересно. А еще это рынок, на котором ежегодно вращаются миллионы долларов. Обучение на программе МВА мирового уровня стоит примерно столько же, сколько хорошая квартира в центре Москвы. Только деньги эти утекают от нас за границу...
Обидно, конечно. Однако всему есть свое объяснение. Наши программы очень молоды, самым старым чуть больше десяти лет. Хотелось бы напомнить, что за десятилетие социалистических реформ мы сумели построить Магнитку и электрифицировать полстраны. Значит, время - не самый главный фактор. Еще у нас была плановая экономика, а сейчас - рыночная. Где набираться капиталистического опыта? Менеджмент, маркетинг, частная собственность - все для нас внове. Вот и кажется, что нужно подождать, пока экономика окрепнет, народ поднакопит денег, тогда и бизнес-обучение в России расцветет пышным цветом. Но не все так просто...
Долгое время мы жили в условиях тоталитарного общества, в котором многие недостатки системы скрывались за счет соответствующего воспитания и пропаганды. В итоге мы выработали стойкий иммунитет к разного рода идеологическим посылам. Присмотревшись к западному опыту, мы решили, что секрет их благополучия кроется в том, что все регулирует рынок. Но это не совсем правда, Запад идеологизирован не меньше, чем наша страна некоторое время назад. Просто это идеология другого рода. Протестантский лозунг «работай, и тебе воздается сторицей» пронизывает все сферы, скажем, американского общества. Безусловно, воспитание человека не является прямой задачей бизнес-школы, но без учета этого давать какое-либо образование просто бесполезно.
И именно этого компонента, наверное, не хватает отечественному бизнес-образованию. Ведь всемирно известные американские программы МВА - это не только, и даже не столько образовательные учреждения, сколько своеобразные клубы преуспевающих менеджеров. Там не просто дают знания, там воспитывают людей особого склада. Мало быть просто очкариком-отличником, нужно еще понимать, зачем ты учишься, чего ты ждешь от жизни, строить долгосрочные перспективные планы.
Многие выпускники западных бизнес-школ привозят удивительные впечатления от заграничных поездок. Они нередко рассказывают о том, насколько парадоксально ведут себя профессора, выступая не в роли наставника, ментора, а в качестве тонкого фасилитатора и психолога, заставляя аудиторию активизироваться, спорить, обсуждать. Во время таких акций студенческий коллектив сплачивается, начинает по-новому воспринимать действительность, ощущает прилив творческой энергии. «Работай, тебе воздается» - и учащиеся встают в семь утра, а ложатся за полночь. И все это сопровождается бесконечными презентациями ведущих компаний и различными промо-акциями. Не удивительно, что после такой накачки у новоявленных магистров бизнеса глаза светятся каким-то особенным блеском.
Но это в Америке. У нас составители программ размышляют над тем, как насытить обучение новыми предметами и дать в качестве бонуса сверхурочные пять часов маркетинга...
Студенты. Один из самых больных вопросов. Ведь обучение в бизнес-школе - это не просто лекции, семинары и курсовые работы. Это еще и обучение в группе, когда студенты из разных стран, с различным опытом делятся друг с другом знаниями. И неизвестно, что более ценно.
Самая дорогая отечественная программа Executive MBA «Стратегическое управление» ИБДА стоит $13 900. У нас, к сожалению, желающих учиться не так уж и много, поэтому школы зачастую берут подряд всех, кто готов выложить определенную сумму в рублях или долларах. Преподаватели сами понимают, что такое положение не способствует качественному течению образовательного процесса, но поделать ничего не могут. Без притока капитала школы обречены.
На Западе, в той же Америке, помимо сдачи GMAT и TOEFL от абитуриента требуется еще написать эссе. Что-то вроде: «Почему я люблю Гарвард» или «Какой случай из моей бизнес-практики запомнился мне больше всего». И большее количество баллов получает не тот, кто написал без ошибок, а тот, кто продемонстрировал творческий подход к предложенной задаче. По сути, это что-то близкое к артистическим конкурсам в наши театральные вузы. В некоторых школах смотрят также на моральные качества будущих студентов, одержимые исключительно одной жаждой наживы могут не пройти.
При поступлении в Высшую школу бизнеса МГУ им, М.В. Ломоносова абитуриент должен сдать письменный экзамен по экономике и менеджменту и написать эссе. Существует вступительное испытание и в Институте бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ. Знания иностранного языка потребуют от поступающих в Высшую школу бизнеса и менеджмента. Английский, математика и логика-предметы испытания для желающих учиться в Стокгольмской школе экономики (Санкт-Петербург). Во всех остальных случаях процедура приема ограничивается тестированием или собеседованием.
На всем протяжении учебы школа заботится о своих студентах; одним из базовых вопросов при составлении ежегодного рейтинга является вопрос, адресованный студентам, - хорошо ли за ними следят. Но и даже по истечении положенных двух лет (в Европе, как правило, полутора лет) школа не забывает про выпускника. Для этого при каждой школе функционируют ассоциации выпускников, поддерживающие отношения между разными поколениями и помогающие в трудоустройстве. В России долгое время подобные организации воспринимались как ненужная обуза.
Ассоциации выпускников существуют в ИБДА, ВШМБ, программе МВА Кингстонского университета (все - при АНХ), ИЭФ «Синергия», МИМ ЛИНК. При ГУУ действует Клуб молодых менеджеров и предпринимателей. Классическая бизнес-школа формально не имеет организации, однако регулярно несколько раз в год проводит встречи выпускников.
Наконец, нужно сказать, что обучение по программам МВА - это обучение для взрослых. И взрослость студента определяется не датой рождения, зафиксированной в паспорте, а наличием у него мировоззрения и серьезного отношения к учебе. Когда человек посещает занятия, чтобы «прихватить» лишнюю корочку, полагая, что она серьезно продвинет его по служебной лестнице, - это затянувшаяся юность...
Программы, форма обучения, преподаватели. Составление программ - отдельная тема. Пока мы во многом ориентируемся на западные образцы. Естественно, чужой опыт не может на все сто процентов соответствовать потребностям российского менеджмента. Однако в этой области в последнее время есть существенный прогресс. Кроме того, российские школы привыкли существовать в динамично изменяющейся среде, что является даже некоторым преимуществом перед заграничными коллегами.
И все-таки есть много «но». Во-первых, очень важно, кто читает тот или иной курс. Это должен быть человек с собственным бизнес-опытом, даром педагога (причем педагога, умеющего работать с взрослой аудиторией), навыками психолога, аналитическими способностями и хорошей реакцией. Мало ли какой вопрос вздумается задать слушателю, а на него нужно суметь отреагировать быстро и компетентно.
Международную аккредитацию имеют программы ВКШ, ВШМБ, МВА-программа Кинг-стонского университета при АНХ, МИМ ЛИНК, МИРБИС, Московский университет ТУРО, ИЭФ «Синергия», Российско-немецкая высшая школа управления при АНХ, Стокгольмская школа экономики (Санкт-Петербург). Высшая школа бизнеса МГУ декларирует 100% общего числа преподавателей, имеющих опыт работы в бизнесе; Международная академия бизнеса ~ 85%, Высшая школа финансового менеджмента (при АНХ) - около 70%, ИБДА - свыше 60%.
Так что качество отечественных программ и преподавания пока не вызывает большого оптимизма. Кстати, есть одна важная деталь, сдерживающая свободное развитие программ МВА. Дело в том, что у нас, как правило, качество диплома гарантируется государством, а это значит, что министерство образования спускает бизнес-школам определенные нормативы и распоряжения. Что называется, плановая экономика в действии. Помогает ли это развитию бизнес-образования? Отчасти да, по крайней мере, пресекаются попытки профанации в этой области. Но с другой стороны, не особо и способствует, так как приходится подгонять нормативы по количеству часов и предметов к стандартным. Поэтому все развивается предсказуемо и не очень быстро.
К сожалению, преобладающее большинство отечественных программ МВА вечерние. А вот в Америке, наоборот, только дневная форма считается по-настоящему полноценной. И что удивительно, загруженные, работой в российских компаниях менеджеры, наотрез отказывающиеся у нас учиться днем, каким-то странным образом находят время (и деньги), чтобы приехать в США и два года только посещать занятия...
Ситуация с отечественным бизнес-образованием складывается непростая. Оно прочно заняло сегодня нишу недорогих программ, рассчитанных на мелких предпринимателей и средних менеджеров. Большинство школ продолжают испытывать дефицит в слушателях и опытных преподавателях. Однако ситуация не кажется безнадежной. Наоборот, в последнее время - опросы это показывают - в менеджерской среде существенно вырос индекс доверия к программам МВА. Многие из тех, кто два-три года назад полагался только на собственный опыт и коммерческое чутье, начинают осознавать, что без дополнительного обучения они уже завтра начнут проигрывать конкурентную борьбу. А это означает существенную перемену отношения потенциальных слушателей и, как следствие, увеличение поданных заявлений в бизнес-школы отечественного образца.
Весной этого года завершился эксперимент по внедрению российской программы МВА. Результаты этого эксперимента признаны успешными (что было официально объявлено представителями Российской ассоциации бизнес-образования и министерства образования), а это вселяет надежду в скорое и эффективное внедрение МВА в широкие массы.
Наконец, можно с уверенностью сказать, что сложился пул из 3-4 отечественных школ, негласно признанных менеджерским сообществом лидерами. Названия этих школ постоянно мелькают во всевозможных форумах, чатах и Интернет-конференциях, где выпускники отвечают своим менее опытным товарищам на злободневный вопрос: «Где получать диплом магистра бизнеса?» В России, как известно, медленно запрягают, да быстро ездят. Нужно только перестать искать причины неудач во внешних факторах, засучить рукава и...
Впрочем, будущее покажет.
Александр КАЛАЧЕВ
|