Западный МВА без перемен?
Георгий Михайлов
Источник: The Career Forum
Каждый год бизнес-школы, которых насчитывается более 1000 в CUA и 550 в Европе, выпускают около 100000 студентов МBА. Количество выпускников стремительно растет, и наличие зарубежного диплома МBА постепенно перестает
Каждый год бизнес-школы, которых насчитывается более 1000 в CUA и 550 в Европе, выпускают около 100000 студентов МBА. Количество выпускников стремительно растет, и наличие зарубежного диплома МBА постепенно перестает считаться признаком эксклюзивности, как это было десять лет назад. Но, тем не менее, работодатели по-прежнему отдают предпочтение именно выпускникам престижных зарубежных бизнес-школ.
Неизменным остается и интерес российских менеджеров к данным программам - меняются лишь приоритеты и расстановка акцентов. О последних тенденциях на рынке зарубежных программ МBА нам рассказывает Вячеслав Давиденко, основатель компании MBA Consult, выпускник программы Executive MBA, Chicago GSB.
CF: Какие зарубежные бизнес-школы выбирают сегодня россияне?
В.Д.: По наблюдениям компании MBA Consult, ежегодно из России в зарубежные «топовые» бизнес-школы уезжают около 130 человек. Выбор школ определяется предыдущим опытом кандидатов и их целями. В любой ведущей бизнес-школе CUA или Европы всегда можно найти как минимум одного русскоговорящего студента.
Традиционно российские студенты выбирают следующие бизнес-школы: на американском континенте - Harvard, Wharton (одно из самых многочисленных сообществ россиян), Chicago GSB, Kellogg, Columbia GSB, Duke, Darden, University of Michigan; в Европе — INSEAD, LBS, RSM, НЕС, IESE, Cranfield. Разумеется, я перечислил лишь некоторые из известных бизнес-школ, на которые приходится 35-40% наших поступивших студентов. В остальных школах также учатся наши соотечественники, но только в меньшем количестве.
CF: Какие специализации сегодня наиболее популярны?
В.Д.: Приоритеты российских менеджеров в течение нескольких лет остаются довольно традиционными. Спросом пользуются финансы, банковское дело, общий менеджмент, маркетинг, предпринимательство. Однако в последние два года наметилась тенденция смещения основного интереса кандидатов, с точки зрения трудоустройства, от консалтинга и банковской сферы к производственному сектору.
CF: Какими критериями россияне пользуются при выборе программ MBA?
В.Д.: Их критерии практически не отличаются от критериев, которыми руководствуются кандидаты за рубежом. Прежде всего, уделяется внимание следующим моментам:
- основные специализации школы;
- положение школы в рейтингах ведущих бизнес-изданий (ее «топовость»);
- предоставляет ли школа финансовую помощь студентам и на каких условиях (для многих это является определяющим фактором);
- географическое расположение школы (Шаты или Европа, большие города или маленькие);
- «психологический портрет» школы (отношение к иностранцам, особенности командной и индивидуальной работы, взаимоотношения между студентами, студентами и преподавателями, клубная культура и так далее);
- условия поступления (средние показатели GMAT и TOEFL, профессиональный «бэкграунд», личностные характеристики);
- дальнейшие возможности трудоустройства за границей (для тех, кто в этом заинтересован);
- условия обучения и проживания для студентов и их семей.
CF: Сколько людей, обучающихся на MBA за рубежом, возвращаются в Россию?
В.Д.: По нашим данным, с 1998 года пределы нашей страны покинули более 600 человек, поступивших в бизнес-школы, и более 200 вернулись обратно. Пик спроса на западное бизнес-образование пришелся на 1999 год - тогда в «топ-25» поступило 124 россиянина. После экономического кризиса в бизнес-школы подались и специалисты, удержавшиеся на своих местах, но которых толкала вперед мысль об отсутствии перспектив в России. Западный диплом МBА в России тогда еще не очень ценился, многие работодатели просто не понимали, о чем идет речь. Поэтому большинство выпускников стремились остаться на Западе.
За последнее время ситуация изменилась. Россия интегрируется в международный бизнес, и вместе с этим приходит понимание ценности западного бизнес-образования. За последние два года более половины российских выпускников вернулись на родину. Для одних это было осознанное решение - они изначально к этому стремились, а для других причиной возвращения стало отсутствие предложений на Западе вследствие рецессии.
CF: Где работают российские выпускники зарубежных бизнес-школ? В каких отраслях, компаниях?
В.Д.: Их профессиональная география на сегодняшний день очень широка. Если раньше они выбирали традиционные для бизнес-школ сферы финансов и консалтинга, то сегодня обладателей западных дипломов МBА можно встретить практически во всех ведущих сферах - от нефтяных компаний до рекламных агентств. В течение последнего года активизировались и индустриальные рекрутеры, предлагающие компенсационные пакеты, вполне сопоставимые с западными.
CF: Какие страны считаются самыми гостеприимными для российских специалистов?
В.Д.: На сегодня самой гостеприимной страной по-прежнему остается Россия. Надеемся, подобная тенденция сохранится и в будущем. Также российским выпускникам, закончившим американскую бизнес-школу, удается найти работу в Шатах или Европе (Англии, Станции, Германии, Шей-царии). Студентам же европейских бизнес-школ бывает тяжело трудоустроиться в CUA, да и в Европе ситуация не слишком безоблачна - очень немногим удается «осесть» в Великобритании или ссранции. В любом случае, родина ждет своих героев.
CF: Изменился ли за последние 1-2 года подход российских студентов к получению бизнес-образования, на какие моменты они стали больше обращать внимание?
В.Д.: После кризиса 1998 года многие российские менеджеры поступали в западные бизнес-школы с целью дальнейшего трудоустройства за границей. На сегодня же основной целью является профессиональный рост и возможность максимально эффективно применить полученные знания и опыт в России. Здесь сейчас очень интересный рынок, и для многих карьера в России оказывается более привлекательной, чем на Западе.
Несколько поменялся состав поступающих - выросла доля женщин, кандидаты слегка «помолодели». Более опытные менеджеры возрастной категории 29-35 лет отдают все большее предпочтение программам Executive MBA, позволяющим совмещать учебу с работой, или откладывают поступление на год-два, чтобы успеть за это время максимально эффективно построить свою карьеру и заработать хорошие деньги — благо возможностей для этого сейчас масса. Растет также интерес к краткосрочным программам формата Executive Education. Часто работодатели сами выступают с предложениями обучить своих ключевых менеджеров вместо того, чтобы отправлять их на двухлетнюю учебу.
Что касается отдельных кандидатов, то благодаря большому объему доступной информации о бизнес-образовании, тестах и процедуре поступления, люди перестали «поступать в Гарвард и никуда больше!». Многие подходят к выбору программ более взвешенно, отталкиваясь в первую очередь от специализации и рекомендаций рекрутеров, а не от бренда бизнес-школы. Хочется верить, что это даст максимально позитивный эффект в дальнейшем.
Георгий Михайлов
|