Мы говорим на одном языке?
Юлия Лотоцкая
Источник: Люди дела ХХI
Говорят, что успех в жизни любого человека является результатом умелого общения. Зная особенности своего восприятия и восприятия собеседника, вы можете более точно донести свою мысль и добиться неоспоримых результатов.
Говорят, что успех в жизни любого человека является результатом умелого общения. Зная особенности своего восприятия и восприятия собеседника, вы можете более точно донести свою мысль и добиться неоспоримых результатов.
Бывало ли у вас так, что, в первый раз встретив человека, вы тут же испытали неприязнь по отношению к нему? Что говорите одно и то же уже в десятый раз, а вас не понимают или делают наоборот? Что у вас возникает ощущение, как будто вы говорите со своим партнером на разных языках? Зачастую причина этого именно в том, что вы действительно используете разные языки в общении.
Общение же может быть эффективно только тогда, когда есть доверие, симпатия, когда человек в чем - то похож на вас, когда он говорит с вами на одном языке.
"Говорить на одном языке" есть полное взаимопонимание собеседников, совпадение их субъективных представлений о мире. Субъективные представления человека формируются в процессе его жизненного опыта, который он получает за счет зрительных образов, звуков, телесных, вкусовых ощущений, запахов, чувств. То есть особенности восприятия мира во многом зависят от того, каким образом человек получает и перерабатывает информацию.
Большинство из нас достаточно счастливы в том, что обладают всеми пятью чувствами (а кто - то и шестью), но в основном мы опираемся на три главных канала получения информации: зрительное, кинестетическое (основанное на ощущениях тела) и слуховое восприятие. Естественно, что большинство людей используют все три канала, но один из них оказывается доминирующим над двумя другими. На основе преобладающего вида восприятия выстраиваются словарный состав речи, мимика, жесты, поведенческие реакции, организация межличностного пространства общения.
По этим характеристикам и можно определить ведущий канал восприятия своего партнера по общению и сообщить нужную информацию на его "родном" языке.
Люди, у которых визуальное (зрительное) восприятие является преобладающим, свое приветствие начинают со слов: "Рад вас видеть!"
Кинестетик скажет вам: "Рад вас обнять", "Рад вам пожать руку", "Как поживаете?" (что, собственно говоря, означает: "Как вы себя чувствуете?").
Аудиал - человек с ведущим слуховым восприятием - воскликнет: "Я рад вас слышать!", "Я слышал, что вы должны приехать сегодня" или "Слышал, дела у вас идут хорошо". Таким образом, уже с первых фраз приветствия собеседника можно "настроиться на его волну".
Если же ваш партнер просто скажет: "Здравствуйте!" или "Привет!", то распознать его "родной" язык можно в последующих фразах. Так, визуал будет чаще употреблять фразы следующего типа: "С моей точки зрения это выглядит", "Видеть смысл", "Мне видится", "Близорукий подход", "С глазу на глаз" и т. п. Такой человек выбирает слова, обозначающие то, что можно увидеть, а произносит их очень быстро, высоким голосом: видеть, смотреть, замечать, рисовать, красиво, ярко, перспектива, угол зрения и т. п., то есть его высказывания "выглядят" как описание картины, которую он представляет в своем сознании.
Кинестетик низким голосом выговаривает слова, обозначающие вкус, запах, движение, ощущение температуры. Например, чувствовать, держаться, контактировать, действовать, теплый, напряженный, давление и т. п.: "Это ускользнуло от моего внимания", "Я чувствую, что это правильно", "Ухватить смысл", "Давайте выложим все карты на стол", "Рука об руку". Но чаще кинестетик немногословен или говорит в очень медленном темпе, так как ему трудно подбирать точные слова, которыми он мог бы выразить свои чувства.
Аудиал, наоборот, тщательно выбирает, хорошо и мелодично произносит слова, обозначающие звуки: звучит, гремит, разговаривать, тишина, мелодично, тональность и т. п. Его ключевыми фразами могут быть: "Это звучит убедительно", "Я слышал, что вы хотели сказать", "Громко и отчетливо", "Слово за слово".
Что вы можете сделать, если испытываете затруднения в общении с людьми, использующими другой язык, другую доминанту восприятия? Вам нужно изменить свой язык, то есть использовать слова, которые близки и понятны для собеседника.
Такое положение относится как к устной, так и к письменной речи. Например, если у вашего собеседника доминирует зрительное восприятие, а у вас - кинестетическое, то вместо того, чтобы говорить: "Я чувствую это так" или "Мне это кажется неудобным", надо перевести на язык визуала: "Я вижу это таким образом" или "Это выглядит не слишком убедительно".
Доминирующее восприятие также проявляется в действия, в поведении. Собеседник своим видом, движениями, мимикой может сказать больше, чем словами.
Визуал чаще всего приподнимает подбородок вверх, его взгляд тоже направляет вверх; при общении старается держаться подальше от собеседника, чтобы видеть "полную картину".
Кинестетик, наоборот, опускает взгляд вниз, как бы прислушиваясь к собственным ощущениям; в общении предпочитает самую близкую дистанцию, при разговоре может прикасаться к собеседнику - похлопывать или поглаживать его по плечу, брать человека под руку и т. п.
Аудиал наклоняет голову вбок, выставляя одно ухо немного вперед, прислушиваясь, а от собеседника держится на средней дистанции. Обратите внимание, на каком расстоянии предпочитает находиться ваш собеседник, иначе вы рискуете вторгнуться в его личностное пространство, а подобное вторжение чаще всего вызывает неосознанную тревогу, что, в свою очередь, отразится на результате переговоров.
Если же вы выступаете перед большой аудиторией, в которой, конечно же, присутствуют и визуалы, и кинестетики, и аудиалы, то и ваша речь должна быть выстроена таким образом, чтобы информация прозвучала на "языке" каждого, чтобы люди увидели, услышали и почувствовали.
Для визуалов, которых обычно в аудитории бывает больше всех, лучше применять наглядные материалы - слайды, таблицы, плакаты, буклеты и т. п.
Для аудиалов - использовать в своем докладе вопросительные предложения, вызывая тем самым их внутренние ответы: "Каким же образом мы можем решить высказанную мной проблему?".
Чтобы кинестетики не были пассивными участниками в общей работе, надо проследить, чтобы у всех были листы бумаги и ручки, а произнося главные, основные мысли, активизировать аудиторию: "Прошу вас особо отметить данное предложение".
Таким образом, визуалы будут получать информацию из увиденного, аудиалы от услышанного, а кинестетики от ими же самими записанного. В этом случае все участники будут внимательно слушать вас, а необходимая информация будет понятна каждому.
В вашем коллективе работают разные люди, по - разному воспринимающие и взаимодействующие с окружающим миром. У каждого из них есть свои "плюсы" и свои "минусы". Если вы учитываете индивидуальные особенности и правильно распределяете обязанности, то можно избежать недопонимания, конфликтных ситуаций и добиться большего от своих подчиненных или начальства.
Особенности визуала проявляются в том, что ему необходима увиденная информация, так как он с трудом запоминает словесные инструкции. Кроме этого, он любит, чтобы все вещи были "на своих местах", чтобы картинка была красивой.
Кинестетик очень медленно говорит и медленно обрабатывает полученную информацию, но запоминает общее впечатление от происходящего; ему все равно, как что выглядит, главное - чтобы было удобно.
Аудиал хорошо запоминает услышанный материал. Для него важна структура, последовательность - что первое, что второе и что третье; если прервете его в середине монолога, то он может начать рассказывать все сначала, "от печки".
Распределяя же обязанности, учтите, что визуал имеет живую фантазию, хорошо видит возможности, детали; кинестетик обладает сильной интуицией, но слаб в деталях; аудиал легко владеет речью и умеет хорошо вести дискуссии.
Для того чтобы овладеть подобной "диагностикой", выяснить, кто есть кто, и применять это умение в работе с людьми, начните с себя. Какой вид восприятия являет доминирующим у вас, у ваших близких?
Если, к примеру, вы любите порядок в доме, чтобы вещи лежали на своих местах, чтобы было красиво, а ваш супруг (или супруга) может спокойно находиться в обстановке "рабочего беспорядка", и вас это раздражает, то не стоит отчаянно бороться - смиритесь либо разойдитесь: просто вы - визуал, а ваша половина - кинестетик. Если вы не понимаете, почему ваш ребенок не может запомнить простой истины, хотя вы ему говорили об этом уже не раз и не два, а он забывает снова и снова, то лучше напишите ему, покажите картинку, как это выглядит.
Без участия других людей, без общения с ними, без взаимопонимания не может быть достигнута ни одна цель. Добиться большего успеха можно только тогда, когда ценностью вашего общения с другими становится взаимопонимание. А это означает умение понять собеседника, умение говорить с ним на одном языке и точно донести свою мысль.
Юлия Лотоцкая
|