Распознавание лжи при заключении коммерческих сделок
Виктор Сороченко
Источник: business.rin.ru
К сожалению, в современном бизнесе очень распространено то, что принято называть "кидками". Люди часто оказываются одураченными разного рода мошенниками. Чаще всего это происходит потому, что мы наивно полагаем, что
К сожалению, в современном бизнесе очень распространено то, что принято называть "кидками". Люди часто оказываются одураченными разного рода мошенниками. Чаще всего это происходит потому, что мы наивно полагаем, что человек, с которым мы вступаем в товарно - денежные отношения, непременно поступит так же честно, как мы сами повели бы себя на его месте. И ошибаемся. Поэтому сегодня так важно умение понимать и различать ложь ваших деловых партнеров.
Как пишет В. В. Знаков, понимание обмана требует ответа по крайней мере на два вопроса:
1) есть ли основания для того, чтобы считать полученное сообщение ложью,
2) каковы подлинные установки и цели человека, передающего это сообщение?
Во время делового разговора очень важно получить информацию, дающую ответ на эти вопросы. Психологи утверждают, что лжеца, как бы он не старался скрыть свою ложь, можно распознать, потому что его выдает несогласованность между микросигналами подсознания в мимике, жестах, осанке и тем, что он говорит. Подсознание всегда честно и искренне. Обманывать может только сознание. Вот почему так важно уметь "читать" те действия, поступки, которые сознанием не контролируются. Бессознательные жесты и телодвижения могут выдать обманщика с головой. Во время обмана наше подсознание выбрасывает истинную информацию, которая проявляется в различных микродвижениях, противоречащих сказанным словам.
В окружающем нас деловом мире попадаются бизнесмены разного типа. Лично мне всегда было легко общаться с "крутыми" - дельцами, соответствующими популярному персонажу многочисленных анекдотов о "новом русском". Писатель Виктор Пелевин в одной из книг охарактеризовал этот типаж просто и со вкусом: "обезьяна в джипе". Потрясающая наглость в сочетании с непогрешимой уверенностью в себе приводит к тому, что они не слишком заботятся о маскировке своих истинных намерений. К тому же, такие бизнесмены образованием обычно не замучены . В совокупности эти качества значительно облегчают задачу обнаружения лжи. Бывает, похлопывает такой дядя тебя снисходительно по плечу, говорит с дружескими интонациями в голосе ("Братан! Да мы вместе сделаем их всех, а потом разделим между собой прибыль"), а глаза и поза говорят совсем об обратном. Мол, ну все, лох педальный, вот теперь ты у меня в зубах...
Данный тип бизнесменов в последние годы стремительно вырождается, уступая место новому поколению деловых людей. О чем я иногда жалею, поскольку приходящие на смену гораздо опаснее. Новая генерация бизнес - кидал намного культурнее и образованнее. К тому же, сегодня сотрудники и руководители крупных компаний часто проходят специальную психологическую подготовку. Они обучены следить за своим поведением и речью. Их жесты более четкие и продуманные. И не только жесты, а также мимика, осанка, речь. Этим они очень похожи на третью категорию бизнесменов - представителей "старой гвардии". К последней относятся бывшие "красные директора", партийные и комсомольские боссы - те, кому после краха совдепии удалось благополучно пересесть в кресла президентов корпораций и управляющих банков.
Это все волки матерые и битые. Обладая колоссальным опытом аппаратных интриг, во время делового разговора они легко придают "морде лица" необходимое выражение и вносят нужные модуляции в свой голос. При общении с этим типом бизнесменов я заметил, что не так уж легко определить их ложь, а во многих случаях даже невозможно. Но все же и у них есть некоторые случайные, произвольные микродвижения, выявляющие обман.
Дело в том, что сознательно контролировать каждый свой поведенческий акт не может ни один человек. Исключение составляют только гениальные актеры, умеющие полностью "входить в образ" и патологические вруны - психопаты, искренне верящие в свою ложь.
Начнем с самых явных признаков обмана.
Помните, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда! Вам задают вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убежденно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы. М. Булгаков, "Мастер и Маргарита".
Булгаков, конечно, не был профессиональным психологом. Просто он, как всякий талантливый писатель, обладал исключительной наблюдательностью и хорошо описывал то, что видел. Если искушенные собеседники в состоянии сдерживать свои эмоции с помощью жестов и телодвижений, то никто не способен контролировать поведение своих зрачков. Они непроизвольно расширяются или сужаются и тем самым сигнализируют о реакции на услышанное.
Поэтому, если ваш деловой партнер говорит, например, что ваши условия его не устраивают, но в то же время его зрачки расширились в два - три раза против нормального состояния, будьте уверены - он "гонит волну" и попросту набивает себе цену. Когда человек испытывает радость, получает желаемое или удовлетворен ценой товара, зрачки его расширяются. Об этом знают многие опытные продавцы. Наоборот, при негативных эмоциях, когда человек чем - то недоволен, его зрачки суживаются.
Есть также типичный шаблон движения глазных яблок, который психологи называют "детектором лжи": в ответ на неудобный вопрос глаза быстро перемещаются по диагонали сначала вправо вверх, затем влево вниз. (У левшей шаблон зеркальный - влево вверх, вправо вниз.) В психологическом плане это соответствует такой последовательности: сначала человек представляет, конструирует то, чего на самом деле нет в действительности, а потом говорит только то, что этой выдумке соответствует, ничего лишнего. Такое движение глаз всегда свидетельствует о готовности соврать.
В процессе обнаружения обмана очень информативны жесты, связанные с приближением рук к лицу. Они всегда должны настораживать: видимо у вашего собеседника на уме что - то нехорошее. Чаще всего это явное преувеличение действительного факта или явная неправда. Психолог В. Шейнов в своей книге "Скрытое управление человеком" описывает такие жесты следующим образом.
Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Защита рта рукой является одной из немногих откровенных жестов, явно свидетельствующих о лжи. Рука прикрывает рот и большой палец прижат к щеке, так как посылает сигнал сдерживать произносимые слова. Некоторые люди пытаются притворно покашливать, чтобы замаскировать этот жест.
Если такой жест используется собеседником в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот в тот момент, когда говорите вы, а он слушает - это значит, он думает, что вы лжете.
Прикосновение к своему носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста. Он может выражаться в нескольких легких прикосновениях к ямочке под носом или в одном быстром, почти незаметном прикосновении к носу. Объяснением этого жеста может быть то, что во время лжи появляются щекотливые позывы на нервных окончаниях носа и его очень хочется почесать.
Потирание века вызвано тем, что появляется желание скрыться от обмана или подозрения и избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорят неправду. Мужчины обычно потирают веко очень энергично, а если ложь серьезная, то отводят взгляд в сторону или еще чаще - смотрят в пол. Женщина очень деликатно проделывает это движение, проводя пальцем под глазом.
Ложь обычно вызывает зудящее ощущение в мышечных тканях не только лица, но и шеи. Поэтому некоторые собеседники оттягивают воротничок, когда лгут или подозревают, что их обман раскрыт.
Жесты, выдающие неискренность, в значительной степени связаны с левой рукой. Это объясняется тем, что правая рука как более развитая у большинства людей больше управляется сознанием и делает так, "как надо". Левая же менее развита и управляется правым полушарием мозга. Она чаще делает то, что хочет подсознание - тем самым выдавая тайные помыслы человека. Если собеседник жестикулирует левой рукой, то это должно насторожить вас: весьма вероятно, что он обманывает или занимает недружественную позицию.
Тот же самый принцип можно использовать при анализе мимики человека. Основное правило: всегда смотрите на левую половину лица. Художникам и фотографам хорошо известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая его стороны отражают эмоции по разному.
Дело в том, что левая и правая половины лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой половине лица, то на этой стороне труднее скрыть чувства. При этом установлено, что положительные эмоции отражаются равномерно на обеих сторонах, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой.
Исследования показывают, что за произвольное и непроизвольное выражение лица ответственны различные участки мозга. Поэтому лицо обычно несет сразу два сообщения - то, что лжец хочет показать вам, и то, что он хотел бы скрыть. Одни выражения лица поддерживают ложь, пытаясь дать собеседнику неверную информацию, другие же - непроизвольно выдают правду, потому что выглядят фальшиво, и истинные чувства просачиваются через все попытки скрыть их. В какой - то момент лицо, будучи лживым, может выглядеть вполне убедительным, однако уже через мгновение на нем могут появиться потаенные мысли.
А бывает и так, что истинные и показные эмоции передаются различными частями лица в одно и то же время. Как уже было сказано, именно на левой половине лица труднее скрыть истинные чувства. (Полезный совет: когда ваш собеседник выражает вам сочувствие по поводу чего - либо, не поленитесь и внимательно взгляните на левую половину его лица - не проступает ли там скрытое торжество или злорадство.)
Понять собеседника также помогает знание телодвижений, указывающих на его притворство. Существует целая серия ложных ("актерских") движений, призванных продемонстрировать эмоции, которые человек на самом деле не испытывает.
Например, любовь показывают, прижимая руку к сердцу, закатывая глаза, покусывая губы, слащавой сентиментальностью и проч. Волнение - хождением взад и вперед, дрожанием рук. Скуку - зевотой, потягиванием. Радость - хлопками в ладоши, раскатистым смехом, шумливостью. Горе - качанием головой, сморканием, утиранием глаз. Болезнь - кашлем, дрожью и т. д.
Необходимо уяснить, что все притворные движения:
а) преувеличивают действительные эмоции, так сказать, "хватают через край",
б) подавляют истинные эмоции и демонстрируют вместо них ложные.
В первом случае имеет место усиленное движение руками, импульсивные дерганья корпусом, головой. Во втором - наоборот, ограничивается подвижность рук, туловища, головы. Притворные движения начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. То есть человек сначала делает соответствующее движение, а потом уже изображает нужную эмоцию на лице. В случае истинных эмоций мимика и движение конечностей протекают синхронно.
Очень выразительны позы, фиксирующие только положение тела. По ним также можно судить об искренности человека. Если человек говорит то, что думает, его тело посылает сигналы, которые психологи называют однозначными. В таких случаях тело, как правило, держится прямо, без особых изгибов. Оно может быть описано прямой линией, соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойные сигналы, и линия, повторяющая его контур, становится ломаной.
Также психологами замечено, что при заключении лживой сделки обман может проявляться в следующих деталях поведения ваших партнеров:
1. "Теребление" мелких предметов в руках, пуговиц на одежде и т. п.
2. Частое прикуривание сигарет.
3. Прерывистая и сбивающаяся речь, обрыв фраз на полуслове.
4. Частое моргание во время ответа на "неудобный" вопрос.
5. Избегание контакта глаз с собеседником.
Однако при истолковании этих особенностей поведения следует быть очень осторожным, поскольку они не обязательно свидетельствуют о лжи, а могут быть всего лишь признаком неуверенности в себе.
Пол Экман, крупнейший специалист по психологии лжи, при истолковании признаков обмана советует соблюдать ряд мер предосторожности. Они помогут снизить вероятность ошибки.
1. Помните, что отсутствие признаков обмана еще не является доказательством правды; некоторые лжецы не допускают никаких промахов. Но и наличие признаков обмана еще не свидетельствуют о лжи - эти признаки могут быть всего лишь индивидуальными особенностями человека, его типичным поведением. Поэтому выносить суждения нужно, основываясь на изменениях в поведении подозреваемого во лжи. Вы обязательно должны сравнить обычное поведение человека и его поведение, например, во время обсуждения важного бизнес - контракта.
Люди часто обманываются при первом знакомстве именно потому, что не имеют возможности сравнить и таким образом заметить изменения поведения другого. Например: он так много жестикулирует левой рукой, значит, наверняка лжет. А на самом деле человек просто может оказаться левшой и левая - его ведущая рука. Другое дело, когда человек правша, но в критический момент деловых переговоров вдруг начинает совершать много манипуляций левой рукой - это явный признак обмана.
2. Внимательно поразмыслите, нет ли у вас каких - нибудь предубеждений в отношении подозреваемого во лжи, и если таковые имеются, то как они могут помешать вынесению правильного суждения. Не пытайтесь судить о том, лжет человек или нет, если вы охвачены ревностью или гневом. Избегайте соблазна заподозрить ложь только потому, что у вас нет никаких других приемлемых объяснений этих же поступков.
3. Было бы неверно сказать, что ложь можно определить по какому - то одному жесту или выражению лица. Имейте ввиду, что многие признаки обмана строятся не на одном, а на нескольких телодвижениях, и всегда стоит хорошенько подумать, прежде чем выносить суждения, особенно если одно движение говорит о том, что человек лжет, а другое - что говорит правду. Анализ всегда следует проводить по совокупности данных.
Виктор Сороченко
|