Когда шампанское льётся рекой...
Дмитрий Собокарь
Источник: Бизнес журнал
Корпоративный отдых в виде праздничного застолья всех сотрудников компании известен издавна, очень популярен, достаточно затратен и часто бесполезен, а иногда и вреден.
Продуманная система «нематериального
Корпоративный отдых в виде праздничного застолья всех сотрудников компании известен издавна, очень популярен, достаточно затратен и часто бесполезен, а иногда и вреден.
Продуманная система «нематериального стимулирования персонала», компонентом которой и являются мероприятия совместного отдыха сотрудников, до сих пор остается экзотикой. Есть несколько вопросов, на которые нужно ответить себе перед очередным событием. Четкий ответ позволит реализовать все возможности и минимизировать риски корпоративного отдыха.
Отдыхать или не отдыхать?
Зачем вам и компании в целом это мероприятие? Какие цели вы ставите и какой результатхотите получить?
Корпоративный праздник - не самоцель. Он может повысить лояльность персонала и его командную сплоченность, предупредить конфликтную ситуацию в коллективе, помочь новым сотрудникам адаптироваться в компании, снизить уровень сопротивления изменениям, проводимым в организации, и т. д.
Например, в одной издательской компании около полугода назад наметилась необходимость перехода к более формализованным, четким отношениям с ориентацией на результат деятельности, а не на связи между работниками. Запланированные изменения были очень актуальны и отвечали требованиям этапа развития компании. В программу организационных мероприятий был включен, а затем успешно проведен однодневный выездной семинар с участием всего состава топменеджеров. Группа выехала за город в заснеженный пансионат. Семинар осветил актуальные для организации вопросы. Совместное вечернее застолье участников в небольшом составе, в неформальной обстановке позволило не только уточнить все детали плана перемен и ответить на вопросы менеджеров, но, в результате, и «заполучить» их в сторонники действий руководства.
Результаты корпоративного мероприятия требуют поддержки и дальнейшего развития. К этому нужно быть готовым, поэтому необходимо изначально в комплексе продумывать все мероприятия отдыха и дальнейшего сопровождения итогов.
В качестве примера нарушения этого требования можно привести встречу региональных менеджеров - резидентов одной из компании, занимающихся продажей алкогольной продукции. Двухдневная программа, включавшая знакомство с компанией, с руководством, обучение методам работы, дегустацию продукции и ежедневные вечеринки, закончилась ничем. Перед менеджерами не были поставлены перспективные задачи, не определены дальнейшие шаги и планы, и участники уехали в еще большую неизвестность, чем та, что была до встречи.
Когда отдыхать
Для отдыха должна быть причина, а не повод. Новый год, день рождения компании не могут быть ею, если кроме этого праздновать нечего (в компании кризис, прошедший год был не очень удачным в финансовом плане, не дай бог, конечно). Причиной мероприятия могут быть начало проекта или успешное его завершение, хорошие итоги рабочего периода, встреча с партнерами или клиентами и др.
Так, менеджеры одной компании, работающей в сфере политического консалтинга, после очередной победы на выборах отправились на неделю в Крым. Отдых проходил в формате тренинга, посвященного работе со стрессом и усталостью, управлению собственным здоровьем. Отдохнув за троих, участники тренинга после его окончания были снова готовы вступить в предвыборные бои.
Если мероприятие планируются в долгосрочной перспективе и все участники о нем оповещены, с каждым днем увеличивается риск того, что результат будет ниже настоявшихся и выросших на дрожжах ожиданий. Даже не очень серьезный (в смысле затрат и масштабов), но приятны и сюрприз в этом плане гораздо выгоднее. Важно только, чтобы празднество не стало неожиданностью для его организаторов.
Как правило, рабочий день, на вечер которого запланировано некое мероприятие, превращается в сплошное ожидание этого знаменательного события. Бесспорно, лучше организовать масштабный корпоративный отдых в отдельный день или даже дни, свободные от других задач и событий. Сотрудники и руководство не будут обманывать самих себя и друг друга, что работают, и, замечательно отдохнув, также смогут трудиться в следующие за праздником рабочие дни.
Где отдыхать
Очень редко по-настоящему хорошо и без отрицательных последствий можно отдохнуть в собственном офисе. Это место ассоциируется у всех присутствующих с трудовыми буднями : звонят телефоны, приходят посетители, глаза мозолят кипы бумаг, участникам не удается отвлечься от работы и полностью включиться в проект.
Если же красная дата в корпоративном календаре (день рождения фирмы, например) используется как информационный повод для продолжения контакта с клиентами и партнерами, лучшим местом для ее именин является именно ваш офис.
Преимущества следующие: своя территория, где можно использовать имеющиеся ресурсы; возможность задействовать весь персонал компании; дополнительное знакомство клиентов в благоприятной обстановке с офисом и компанией, ведущее к личным отношениям в дальнейшем.
Дни открытых дверей перекочевали из вузов в некоторые компании и с успехом там прижились. Так, крупная консалтинговая компания ежегодно приглашает в свои день рождения клиентов, партнеров, близких и друзей своих сотрудников для создания благоприятного эмоционального поля узнаваемости вокруг своей фирмы.
Если честно, отдыхом даже в неполном смысле слова это назвать не просто сложно, но невозможно. Когда в дом приходят гости - это, конечно, праздник, но еще и работа. Преимущество в месте проведения корпоративного отдыха принадлежит различным культурно-массовым заведениям, домам и базам отдыха, пансионатам. Выездное мероприятие обеспечивает гораздо более близкий контакт между участниками, так как рабочие облачения остаются в офисе и люди, хоть в минимальной степени, могут расслабиться.
К месту отдыха нужно подходить взвешенно и осторожно. Выбрав ресторан для новогоднего банкета, подготовив конкурсную и игровую программы, заказав и оплатив все яства, менеджер по персоналу компании N обратил внимание, что при разговоре о планируемом мероприятии сотрудники отводят глаза и еле сдерживают смех. На свой настойчивый вопрос он, наконец, получил ответ.
Анонимный следопыт буквально «нарыл» в недрах Интернета информацию, что заказанный ресторан входит в гильдию (или что-то вроде этого) гей-заведений Москвы. Очень смешно. До вечера неделя. Заплачена уже не одна тысяча долларов. Репутация предстоящего мероприятия была подмочена серьезным образом, несмотря на все последующие, в общем-то успешные, действия.
С кем отдыхать
Оставим за кадром клиентов и партнеров, поговорим о сотрудниках, членах семей и друзьях. В мероприятии должны принять участия все сотрудники компании или отдела, подразделения, если праздник проводится не в масштабе всей организации. Поэтому необходимо продумать, что привлечет сотрудников в корпоративном празднике, - не заставлять же их отдыхать принудительно.
Главная цель состоит в том, чтобы все достигнутые позитивные моменты (настроенность сотрудников друг на друга) были без потерь перенесены в «обычную» жизнь. Иначе эффект сплочения коллектива будет снижен людьми, которые остались вне мероприятия. Стопроцентное участие предотвратит возможные конфликтные ситуации: «Ну, и как это понимать? МЕНЯ не пригласили!».
Домашний очаг в полном составе должен остаться там, где ему и полагается быть, - дома. Мужья, жены, дети, внуки и другие родственники - это здорово, приятно, душевно, но не во время корпоративного мероприятия.
В различных жизненных ситуациях человек выступает в различных ролях. Дома вы - любящий муж и заботливый, шутливый отец, прощающий много и часто. В общем - душка. В офисе - целеустремленный, жесткий, знающий себе цену руководитель. В спортзале - атлет. Не стоит смешивать эти роли. Вашим сотрудникам, безусловно, будет очень забавно наблюдать превращение строгого начальника в пылкого влюбленного, а тем более изнывающего от семейных уз в присутствии какой-нибудь милой дамы. Это, безусловно, повлияет на то, как вас будут воспринимать в дальнейшем.
Если вам дорога репутация, которая уже сформировалась, не рискуйте, не создавайте себе проблем необдуманными поступками. В праздничный вечер последнего Нового года руководитель компании, отмечавший праздник традиционно: в ресторане, с играми и плясками, пригласил на огонек нескольких личных друзей. В середине вечера было уже две группы пирующих: компания, в смысле организация, и генеральный директор с друзьями. Это начисто выключило руководителя из процесса и последующего результата. Корпоративный отдых - один из способов проявить внимание к сотрудникам. Не у пускайте эту благоприятную возможность из-за минутной прихоти.
Как отдыхать
Отдых бывает пассивным и активным. К корпоративной разновидности отдыха это не относится. Он должен или быть активным или не быть вообще. Формат мероприятия - совместное действие, в которое должны включаться все участники. Даже если праздник проходит в виде банкета, в него должны быть включены активные элементы, которые позволят участникам проявить себя, лучше узнать друг друга и просто чувствовать себя комфортно.
Продвинутые люди продумывают сегодня даже содержание собственного дня рождения. Сценарий же праздничного вечера должен быть рассчитан минимум на двухчасовое беспрерывное действо, эпизоды которого будут перемежаться с застольем. Как показывает практика, оставшееся время участники празднества обычно проводят в свободном режиме, и удерживать их внимание бывает очень трудно, да и не нужно.
Если же совместная еда - не предел желаний, вам все карты в руки. Сейчас нельзя жаловаться на маленький выбор вариантов совместного отдыха: боулинг, пейнтбол, катание на роликах или лыжах, поход, восхождение на гору, гонки на картингах, путешествие по реке на катере или байдарках, турнир по футболу и т. д.
Если к этому перечню добавить «содержательные», то есть ведущие к какому-либо овеществленному результату формы времяпрепровождения, такие как семинар, тренинг, мозговой штурм, то возможности становятся просто без граничными. Как всякий выбор из огромного числа вариантов, он сложен и ответственен. Но, тем не менее, его необходимо сделать заранее, чтобы организаторы смогли всё продумать и предусмотреть случайности.
В ходе мероприятия руководитель должен показывать позитивный пример желаемого и одобряемого компанией поведения. Для этого лучше надеть подходящий к случаю, неофисный костюм и активно участвовать в тех действиях, которые предлагаются всем участникам: пение, конкурсы,танцы и т. д. Если в план включено вручение подарков и призов сотрудникам, это должен делать именно босс, а не его секретарь. Представьте, что медали бразильцам вручают не руководители и всемирные звезды футбола, а клерки от спортивного бизнеса.
ПЛАНИРУЯ мероприятие корпоративного отдыха, всегда помните ваши цели и держите перед глазами человека, ответственного за подготовку и проведение праздника. Организатор должен быть один. Нужен он и для того, чтобы призвать его к ответу в случае неудачи.
Резюме: «Кто умеет хорошо отдыхать, тот сможето тлично работать».
Дмитрий Собокарь
|