Три пути для карьериста
Борис Щербаков, Компания №23/2003
Источник: www.uhr.ru
Вначале 1990-х годов на всех ключевых постах в представительствах зарубежных компаний и на предприятиях, учреждаемых международными корпорациями в России, работали исключительно иностранцы - "экспаты", как сами они себя
Вначале 1990-х годов на всех ключевых постах в представительствах зарубежных компаний и на предприятиях, учреждаемых международными корпорациями в России, работали исключительно иностранцы - "экспаты", как сами они себя называли. Такое положение дел объяснялось тем, что ни знаний, ни навыков работы в международных компаниях у россиян в тот период не было. Однако уже через несколько лет по мере накопления практического опыта стали заявлять о себе российские менеджеры.
Российскому бизнес-сообществу стало ясно, что "экспаты" во главе московских офисов международных корпораций не навечно, что российские менеджеры вполне успешно могут заменить их на всех без исключения должностях - будь то директор по маркетингу, финансовый директор или глава представительства.
В этот период перед российскими профессионалами, работающими в международных компаниях, по сути дела, открылись три основных пути развития карьеры.
Первый - наиболее, к сожалению, распространенный - это миграция из одной корпорации в другую, параллельное перемещение каждые три-четыре года. При этом важнейшей функцией карьеры, как правило, являются спокойствие и душевный комфорт человека.
Второй путь - это рост внутри российского представительства зарубежной компании. Человек, ступивший на этот путь, должен постоянно доказывать собственное преимущество перед другими сотрудниками, показывать лучшее знание предмета, большую социальную адаптивность, способность и желание брать на себя ответственность и при этом строго придерживаться этических стандартов, принятых в корпорации.
Особое внимание при этом стоит обратить на внутрикорпоративные коммуникации - в частности, на тот особый корпоративный язык (английский, особым образом "подогнанный" под нужды бизнеса), который используется в деловой практике. Думаю, именно игнорирование значимости этого специфического языка (особой "сигнальной" системы) часто приводит к пробуксовке карьеры россиян.
Вышестоящие руководители, европейцы или американцы, просто не в состоянии оценить высокие деловые качества российских кандидатов на повышение, если те не пользуются при объяснении своей позиции общепринятым понятийным словарем (все устойчивые словосочетания по сути являются концентрированной формой выражения того или иного явления, процесса - radar screen, cross the chasm, critical mass, trusted advisers). Для усвоения этого словаря очень полезны курсы "повышения квалификации" - executive MBA, например. Огромную пользу может принести просто внимательное заучивание выражений на конференциях и собраниях, которые в крупных международных компаниях проводятся весьма регулярно.
Третий, пока еще наименее популярный путь - это перемещение в другие страны внутри самой компании. При этом следует понимать, что бизнес-среда в Европе и в США отличается от российской настолько, что человек, который провел на Западе пять лет, по возвращении на родину вынужден переучиваться заново. В России процесс взаимодействия с партнерами и клиентами менее формализован, тут больше ценятся доверие, репутация, желание помочь, здесь дает о себе знать неуловимая "русская душа". Это различие остро ощущают российские менеджеры, уехавшие в длительные командировки за рубеж.
Например, менеджеры, которые сменили место работы в соответствии с корпоративными программами: во многих крупных американских компаниях после российского финансового кризиса в августе 1998 года существовали специальные программы по трудоустройству за рубежом персонала, подпавшего под сокращение в российском офисе.
Третий путь теоретически может привести человека из России на самый верх управленческой пирамиды в международной корпорации - на должность вице-президента, например. Правда, далеко не каждый россиянин захочет жертвовать привычной средой даже ради таких карьерных взлетов.
Основным принципом построения карьеры в международной компании сегодня, как и во все времена, является четкое следование правилу: "Вам никто ничего не должен, никто не обязан вас замечать - вы должны доказывать свои способности на любом отрезке карьеры".
Борис Щербаков
|