error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='1216',showed='1',date=NOW(),ip='3.144.4.54',sess='cs2uoqoauinn81b03vf5sb8h14',url='http://xn--v1aaa.efimov-partners.ru/publications/?view=1216'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Бизнес для интеллигентных людей | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Бизнес для интеллигентных людей


Антон Велихов
Источник: Бизнес журнал

Обеспечение населения очками и контактными линзами - бизнес со множеством специфических подводных камней. Войти в него не так просто, но зато и перспективы вырисовываются интересные - раздел рынка, по сути, только

Обеспечение населения очками и контактными линзами - бизнес со множеством специфических подводных камней. Войти в него не так просто, но зато и перспективы вырисовываются интересные - раздел рынка, по сути, только начинается, и даже новичок при наличии таланта, упорства и толики везения может бросить вызов ведущим игрокам.

Привычные российскому жителю пункты торговли очками имеют не слишком давнюю историю - они либо являются несколько облагороженными наследниками советских «Оптик», либо возникли уже в 90-е годы.

Предприятия, известные с советских времен под названием «Оптика», представляют собой довольно своеобразный бизнес. Вроде бы медицина, но в какой еще медицинской области такое значение имеют колебания модных тенденций? Как будто точка розничной торговли, но при этом еще и производственная единица - ведь чтобы клиент получил очки, надо смастерить из полуфабрикатов (оправы и линз) пригодное к употреблению изделие.

Из этого следуют некоторые не всегда приятные выводы. Поскольку отрасль считается медицинской, на нее наложены определенные ограничения, вызванные, по идее, заботой о здоровье клиентов. Для компании по торговле очками требуется лицензия на право осуществления фармацевтической деятельности, выдаваемая местными или федеральными властями (в случае, если компания не желает ограничиваться одним регионом, необходима федеральная лицензия).

Функционирование такой компании регулируется, помимо прочего, нормативными актами Минздрава и региональных органов здравоохранения. Руководитель магазина должен иметь фармацевтическое либо соответствующее техническое образование, а также аккредитационный сертификат и стаж работы по специальности. Разумеется, это касается и врача-офтальмолога или оптометриста, если таковые состоят в штате. Сертификация необходима и мастеру-оптику. Сертифицированным должно быть медицинское оборудование, специфические требования выдвигаются к занимаемому помещению - разрешение пожарных и санитарного надзора, помимо стандартного для любого коммерческого предприятия, потребуется при получении лицензии дополнительно. Если же компания занимается еще и контактными линзами, то, кроме медико-технической, понадобится еще одна, медицинская, лицензия. Плюс к тому, естественно, государство будет постоянно контролировать выполнение условий лицензии.

Нетрудно догадаться, что повод придраться к чему-нибудь всегда найдется. Насколько серьезна эта проблема в каждом отдельно взятом городе, зависит от сложившейся конъюнктуры. В Москве, по неофициальной информации, прямые денежные затраты не подорвут благосостояния крепко стоящего на ногах предпринимателя - скажем, долларов 500 за СЭС и пожарных оптом, 700 - лицензионному комитету. Впрочем, это плата только за ускорение оформления и отсутствие мелочных придирок. Просто купить лицензию не получится, за соблюдением установленных норм следят строго. А форсировать процесс действительно не помешает. Скажем, эксперт выезжает на объект в течение месяца. Еще месяц ему дается, чтобы изучить обстановку и обдумать свое заключение. И еще через месяц можно ждать реакции на это заключение от вышестоящей инстанции. Все это при условии, что серьезных нарушений обнаружено не будет и проходить процедуру заново не потребуется.

Однако по правилам игры за все положено платить, и если власти навешивают на вас кучу дополнительных обязательств, можно потребовать от них и кое-каких привилегий. Они могут принять форму, например, льготных ставок арендной платы, на которые «Оптика» может претендовать как социально значимое учреждение. Оборотной стороной такой господдержки становится зависимость от властей, которые были и остаются хозяевами положения - как дают льготы, так и отнимают. Как сделали это недавно московские власти, пересмотревшие ставки для арендаторов муниципальной недвижимости.

Помимо проблем с лицензированием, серьезным ограничивающим фактором при открытии подобного бизнеса выступают специфические требования к персоналу. Продавцу мало сказать клиенту, что очки замечательно на нем смотрятся - он обязан дать серьезную профессиональную рекомендацию. «Подготовка квалифицированного консультанта-оптика может занять порядка трех месяцев. Он должен знать свойства очковых линз, разнообразных покрытий, для чего они нужны. А таких вариантов покрытий у одной только фирмы «Карл Цейс» около двадцати», - отмечает Владимир Васильев, директор магазина «Линзмастер». Обучение мастера-оптика, изготавливающего очки, занимает около года, и найти хорошего специалиста в этой области не так-то просто.

Свои проблемы добавляет «промышленная» специфика «Оптики». Производство очков требует довольно разнообразного оснащения. Это станки для обработки линз, диоптриметр, центратор, оборудование для покраски и сверления пластиковых линз, ультразвуковая мойка, фен для сушки и многое другое. Для врача - набор пробных линз, щелевая лампа, проектор знаков, авторефрактометр и множество других специальных приборов. Цена импортного рабочего места офтальмолога начинается где-то с 30 тысяч долларов. В аналогичную сумму обойдется оборудование (в минималистском стиле) мастерской, в которой очки будут изготавливаться. Те же 30 тысяч может стоить один хороший импортный станок по обработке линз, так что верхнюю границу вложений определить затруднительно. Ну и помимо специальных для этого бизнеса инвестиций потребуются стандартные для любого торгового предприятия капиталовложения. Бывшее в употреблении или отечественное оборудование позволит кое в чем сэкономить, но в любом случае это не тот бизнес, который можно начинать с тысячью-другой долларов в кармане.

Есть и другой выход. Некоторые «Оптики» занимаются исключительно торговлей, передавая производственную стадию на сторону. Это позволяет ограничиться минимальными вложениями, но и недостатки такого подхода очевидны. Во-первых, центр прибыли превращается в центр расходов, а во-вторых, что существенно хуже, предприниматель ставит себя в зависимость от доброй воли конкурентов. Свои заказы, естественно, они будут обрабатывать в первую очередь, и гарантия быстрого и качественного обслуживания станет для вас проблематичной.

Можно обойтись и без штатного офтальмолога - как показывает практика, большинство людей предпочитают приходить за очками, уже имея выписанный в поликлинике рецепт. Но все же существенный поток потенциальных клиентов перетечет к соперникам, оснащенным техникой. В утешение можно заметить, что с перечисленными выше проблемами сталкиваются и конкуренты.

По традиции рынок делится на три слоя - низший, средний и высший.

Низший представлен в основном готовыми очками, продающимися в подземных переходах и в метро, поставляемых главным образом из Китая на вес. От такого товара разумный человек будет держаться подальше, поскольку обеспечить подгонку очков под конкретного клиента продавец не может. Оправа, контактирующая с кожей, тоже обработана неизвестно как. Это не только неприятно, но в некоторых случаях просто опасно. Устойчивые позиции в низшем сегменте занимают также постсоветские «Оптики». Традиции качества там сохраняются, и за свое здоровье покупателю, как правило, опасаться не приходится. Другое дело, что внешний вид их продукции редко вызывает восторг.

К оправам российского производства у операторов рынка отношение довольно скептическое.

Сергей Епифанов, генеральный директор компании «Оптика Италия»: «Отечественный производитель ничего путного не делает, по крайней мере по части оправ. Линзы - еще куда ни шло, но оправы, честно говоря, вдохновения не внушают...» Не столь категорично настроен Владимир Васильев. Сейчас, по его мнению, российские предприятия начинают осваивать производство соответствующих мировым стандартам оправ - есть завод в Москве, есть Елецкий завод, они не ищут свой особый путь, а выпускают оправы по итальянским лицензиям. Эксклюзивности здесь ждать не приходится, но качественный средний уровень эти производители обеспечить в состоянии.

Средний и высший слои рынка более размыты, и отделить один от другого не всегда просто. Как правило, компании, работающие за пределами низшего ценового сегмента, в той или иной степени затрагивают и тот и другой уровни. Высший слой, при всей его привлекательноаи, довольно узок, и серьезных игроков даже на таком крупном рынке, как московский, немного - их буквально можно пересчитать по пальцам одной руки. Так что не приходится удивляться, что операторы VIP-сектора стараются захватить еще и верхнюю часть среднего слоя.

Лучше развит и структурирован средний ценовой сегмент, не страдающий от узости верхнего и скудости нижнего. Хотя, как было отмечено выше, дорогостоящих клиентов они тоже пытаются заполучить. Именно в среднем сегменте сейчас выстраиваются крупные компании, развивающие свои торговые сети. Процесс этот только начинается в столице и крупных городах (хорошо, по мнению Васильева, развит нижегородский рынок, а питерский кое в чем, пожалуй, обогнал московский) и носит локальный характер - за пределы своих регионов сети пока не вышли. Так что время определять национальных лидеров еще не наступило. Впрочем, и в более развитых странах процесс вытеснения сетями частных мастерских еще далек от завершения.

Что касается вопроса «чем торговать» (если не рассматривать продукцию «по name»), то здесь ситуация довольно любопытная. Российский потребитель привыкает следить за модой - все больше покупателей предпочитают приобретать очки свежих коллекций, подбирать их под весенне-летний или осенне-зимний сезоны. С точки зрения конечного потребителя, выбор огромен - практически все дома моды предлагают свои коллекции очков, с ежегодным их обновлением, выставками, рекламными акциями и прочими привычными в мире моды методами продвижения продукции.

С позиции же российского бизнесмена выбор довольно узок. Сами дома моды очки не производят и даже не разрабатывают, а выбирают из предложений специализирующихся на этой продукции дизайнеров, то есть фактически предоставляют только свой брэнд - ну еще, может быть, художественный вкус. Поставляют в Россию большую часть товара среднего ценового уровня под марками именитых домов всего две итальянские компании Safilo и Luxottica.

Существуют, в принципе, и «настоящие» дизайнеры и компании, предлагающие оправы собственной разработки под своим именем, - такие, как француз Milki или датская компания Lindberg optica. Однако в России широкой публике они почти не известны.

Отдельный, очень интересный для бизнеса сектор рынка коррекции зрения - контактные линзы. В России их доля пока невелика и уступает продажам очков в 4-5 раз, но имеет тенденцию к росту. Самым приятным для бизнесмена отличием линз от очков является необходимость их частой смены - если очки не гоняющийся за модой человек может спокойно носить годами, с современными линзами так не получится.

Владимир Васильев: «Если раньше можно было носить линзы год, десять месяцев, то сейчас такие не производятся. Они из соображений гигиены изготавливаются максимум на квартал, но и те уже потихоньку снимаются с производства, их заменяют линзы на месяц, неделю, для ежедневного ношения. Помимо линз, нужны раствор, который тоже со временем кончается, и контейнеры - их надо менять раз в полгода. Так что оборачиваемость капитала здесь очень большая».

А вот торговля аксессуарами и ремонт очков особых доходов не приносит.

Сергей Епифанов: «Объем их продаж невелик, но должно быть и это. Из любви к клиенту». Средняя компания за счет таких направлений может формировать порядка 10% выручки.

Антон Велихов

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru