Суп по талонам: сотрудников, прикормленных работодателями, стало больше
Елена Горелова, Владимир Моторин
Источник: Ведомости
Расходы компаний на оплату обедов сотрудников за год выросли в 2 - 3 раза. По данным экспертов, в 2002 г. такую льготу предоставляли своему персоналу 36% иностранных и 18% российских компаний, а в прошлом году - уже 72
Расходы компаний на оплату обедов сотрудников за год выросли в 2 - 3 раза. По данным экспертов, в 2002 г. такую льготу предоставляли своему персоналу 36% иностранных и 18% российских компаний, а в прошлом году - уже 72 и 48% соответственно.
Оплата питания сотрудников зачастую стоит дешевле многих других льгот из соцпакета: сытость одного сотрудника сейчас обходится компаниям в среднем в $68 в месяц.
Иностранные компании на эти цели тратят чуть больше, к примеру P&G - около $100. Правда, организация собственной столовой - дело дорогое и хлопотное. Например, на запуск каждой из столовых на своих пяти заводах компания "Балтика" потратила 200 000 - 250 000 евро.
В эту сумму входит стоимость ремонтных работ, оборудования и мебели. В то же время для многих работников, особенно низшего персонала и мужчин, оплаченный обед - это весомый мотивирующий фактор. В компании "Вимм-Билль-Данн" (ВБД) бесплатные обеды полагаются в основном техническому персоналу. Сотрудникам, имеющим невысокие оклады, каждый месяц выдаются бонусы на питание, поясняет Ксения Зайцева, руководитель отдела развития персонала ВБД. Специалистам и менеджерам устанавливать такие льготы бессмысленно. "Зарплата менеджеров достаточно высока, и сумма в 50 руб. на обед никак не влияет на их лояльность компании", - говорит Зайцева.
Организация собственной столовой и полная оплата питания не самые распространенные способы решить проблему голодного персонала. Так поступают 13% российских и 44% иностранных компаний, свидетельствуют эксперты. У российских работодателей более популярна частичная компенсация расходов на обед: такой подход практикуют в 35% компаний.
То, что российские работодатели стали больше заботиться о сытости персонала, подтверждают и в кейтеринговых компаниях.
Генеральный директор "Мастерфуд" Андрей Сенчуков говорит, что у них объем продаж в 2002 г. вырос на 30% в основном за счет новых клиентов из российских компаний. Причем услугами кейтеринговых фирм начинают пользоваться компании, ранее вообще не предоставлявшие обедов сотрудникам.
"В прошлом году мы открыли столовую на московском заводе "Эленор", где работают около 1000 человек", - приводит пример Сенчуков. Обед там сейчас стоит 80 - 90 руб. , на 30% эти расходы сотрудникам компенсирует компания.
При желании решить проблему с питанием удается даже в тесных офисах. В компании "Нерком", производящей молочные продукты (масло и сыр "Вологда") , принято раздельное питание: женщины обедают в первую смену, мужчины - во вторую, мест в столовой немного. При этом месячные расходы на обеды одного сотрудника обходятся компании примерно в 800 руб. в месяц, они положены всем 150 сотрудникам двух офисов и двух складов, рассказал генеральный директор "Неркома" Александр Легкий.
Вместе с другими социальными льготами талоны на бесплатный обед оказываются весьма действенным механизмом мотивации.
Андрей Кедрин, начальник отдела по связям с общественностью компании "Балтика", рассказал, что всем сотрудникам ежемесячно выдается прибавка к зарплате в размере 1000 руб. А тем, кто соглашается работать в ночную смену, дополнительно выдаются талоны на бесплатный обед. Но лишь одна эта льгота при средней зарплате сотрудников "Балтики" в 17 000 - 18 000 руб. не может мотивировать людей работать по ночам.
Работодатели постепенно отказываются от дотирования питания с помощью простой выплаты денежных бонусов. Если столовой рядом с рабочим местом нет, большинство сотрудников не тратят эти деньги на горячее питание и остаются голодными. По словам Сенчукова, после организации горячего питания на рабочем месте пользоваться этим начинают около 90% сотрудников.
Впрочем, некоторые работодатели считают дотации на питание бессмысленными. В АФК "Система" делают ставку на другие формы мотивации, говорит пресс-секретарь компании Ольга Пестерева. По ее словам, заботы о питании сотрудников сводятся к тому, чтобы сделать посещение корпоративной столовой максимально удобным. Люди ходят в столовую не с кошельком, а со специальным электронным ключом. Чип, установленный в этом ключе сотрудника, запоминает, сколько стоил обед человека. А в конце месяца деньги вычитаются из зарплаты.
Елена Горелова, Владимир Моторин
|