Карьера как закон сохранения энергии
Артур Саруханов
Источник: The Career Forum
Сколько людей, столько и мнений. В частности, когда речь заходит о карьере. Одни видят в ней увеличение прибыли, другие - повышение статуса или получение новых возможностей для самореализации. А для
Сколько людей, столько и мнений. В частности, когда речь заходит о карьере. Одни видят в ней увеличение прибыли, другие - повышение статуса или получение новых возможностей для самореализации. А для некоторых людей карьера является вызовом самому себе.
В этом отношении очень показателен опыт Юлии Бевзенко, партнера компании ВРО Executive search&Consulting, активного члена Club France, объединившего французских бизнесменов в России, Клуба СУПЕР (Клуба Специалистов в Управлении Персоналом), AARW (Alliance of American and Russian Women in business), участника программы Российского лидерства «Открытый мир», организованной Библиотекой Конгресса США.
Обучаясь в МГЛУ им. М. Тореза, Юлия мечтала о профессии гида-переводчика. Но уже к четвертому курсу эта мечта несколько потускнела -
стало очевидным, что в стране появился бизнес, а вместе с ним и возможность попробовать свои силы в различных сферах. Тогда по рекомендации друга Юлия устроилась на работу в отель Pullman Iris, один из первых иностранных отелей в России, где с должности эксперта в области продаж и маркетинга началась ее сознательная профессиональная жизнь.
Работа в области продаж и маркетинга дает хорошее видение рынка в целом, - говорит Юлия Бевзенко. - Примерно через 2 года у меня было практически полное представление о московском рынке, который к тому времени был уже очень динамичным. В то же время появилось желание попробовать себя в чем-то новом, расширить обязанности. А в гостиничном бизнесе, который хотя и дает идеальные условия для начала карьеры, дальнейший рост ограничен.
Продолжая работать в отеле, Юлия сделала рассылку резюме в международные компании, которым требовались менеджеры в области маркетинга, а также в компании executive search, с деятельностью которых была знакома по рассказам знакомых. В результате этой рассылки были получены два предложения: от компаний Ward Howell International и L`Oreal. Первый вариант был более заманчив по всем аспектам, поэтому выбор остановился именно на нем.
По мнению Юлии Бевзенко, работа в консалтинге, особенно в компании - лидере, руководители которой придают должное значение росту сотрудников, - отличная школа бизнеса, позволяющая учиться у ведущих экспертов (иностранных и российских) и структурировать полученные знания. Юлия была одним из первых двух ресечеров, которых Ward Howell набрал в России.
После нескольких лет работы в компании стало очевидным, что совершить какой-либо скачок на консалтинговый уровень без экономического или иного управленческого образования или существенного опыта в качестве топ-менеджера просто невозможно, - рассказывает Юлия Бевзенко. - Те, кто не способен принести дополнительные знания клиенту, не могут называться консультантами. Ведь чтобы заработать право давать советы не только по книжкам, нужно самому иметь опыт управления компанией или бизнес-единицей.
Так Юлия приняла решение о получении бизнес-образования. Директор французского офиса компании Ward Howell г-н Вюшо, у которого Юлия проходила стажировку, порекомендовал ей несколько бизнес-школ, которые предлагали как классическое образование, так и по интересовавшей ее специализации (парфюмерия, косметика, мода и текстиль). Выбор был остановлен на Парижской высшей школе экономических наук и коммерции (ESSEC). Уже тогда стало понятно, что выпускников бизнес-школ не везде ждут с распростертыми объятиями, и чтобы получить возможность выбрать работодателя самому, надо подготовить почву. Поэтому Юлия сделала рассылку около 200 резюме в те компании, которые могли ее заинтересовать как в России, так и во Франции, Германии, Англии и Италии. Ей было предложено подписать контракт с тремя компаниями: L`Oreal, Hugo Boss и Ward Howell. Конечно, вне конкуренции снова оказалось предложение Ward Howell.
По окончании бизнес-школы Юлия вернулась в московский офис компании, где у нее появилась возможность работать на стыке рекрутинга и консалтинга. Но через полгода по иронии судьбы она сама стала «жертвой» хэд-хантинга швейцарской группы компаний «Эрмитаж» с французским менеджментом, которая была заинтересована в полученной ею специализации. Юлии предложили возглавить созданную с нуля компанию Star Beauty, где она должна была отвечать за вывод на российский рынок трех брэндов косметики и парфюмерии: Helena Rubinstein, Biotherm и Lanvin.
Но через некоторое время по различным причинам, не относящимся к бизнесу, мне пришлось расстаться с этой компанией. Я взяла некоторый таймаут для осмысления пройденного этапа и расстановки приоритетов, -подолжает Юлия Бевзенко. - Я посвящала много времени встречам с бизнес-экспертами, и именно тогда предложение моей бывшей коллеги по Ward Howell Татьяны Кузнецовой создать собственную компанию показалась мне очень своевременным. От возникновения идеи до создания компании прошло всего 4 месяца, и в конце 1999 года появилось наше детище - ВРО Executive Search&Consulting.
CF: Допускаете ли вы для себя возможность сделать горизонтальные перемещения в другие, несмежные области?
Ю.Б.: Мне ближе поступательное развитие в рамках консалтинга. Это дает возможность реализоваться сразу в нескольких сферах: управленческой, PR и executive search. Хотя исключить все другие возможности было бы опрометчиво - никогда не стоит говорить «никогда».
CF: Карьерный рост-это, по вашему, фортуна или следствие самоотдачи?
Ю.Б.: Карьера складывается из двух факторов. Первый - мотив и желание самого человека. Без этого не будет открытости к самосовершенствованию и критичной оценки себя. Второй фактор - везение, которое никогда не приходит само собой, к нему надо стремиться. Везение - это награда за когда-то отданную энергию. До сих пор я еще не видела нарушения этого закона сохранения энергии.
CF: Карьерный рост и рост доходов: всегда ли это одно ито же?
Ю.Б.: На сегодня это абсолютно не так. Особенно если говорить о топ-менеджерах, которые очень многого добились за последнее десятилетие и подошли к стыку веков с выстроенной системой ценностей и доходом в $100000-$200000 годовых. Но рост их доходов возможен лишь до определенного уровня. Самореализация в этой ситуации также перестает играть особую роль: они уже реализовались как специалисты в своей области, к их мнению уже прислушиваются. Поэтому на первый план для них выходят жизненные приоритеты: семья и жизненный баланс.
CF: Насколько, на ваш взгляд, карьерный рост зависит от той отрасли, в которой он совершается?
Ю.Б.: Я больше связываю понятие карьеры не с отраслью, а с функциями и профессиональным уровнем. Индустрия играет роль лишь на определенных этапах роста. Ключевую же роль играет функциональная направленность. Если менеджер работает в области маркетинга или продаж, ему проще продвинуться, например, на должность генерального директора, так как у него есть опыт работы с исчисляемыми параметрами бизнеса (обороты, прибыль и прочее). Для тех же, кто достиг определенного статуса - директора по операциям, директора по маркетингу и так далее, индустрия и вовсе не важна.
CF: Какие советы вы могли бы дать начинающим карьеристам?
Ю.Б.: Сначала стоит проконсультироваться с человеком, проработавшим в бизнесе не менее шести последних лет и добившегося определенного успеха на своем поприще. Пусть он расскажет вам о своем видении карьеры и опыте. Вы - один из многомиллионной аудитории, представленной на рынке труда. Поэтому сразу надо избавиться от излишнего гонора и амбиций. Затем изучите специализированные издания, которые познакомили бы вас с тенденциями на рынке труда, и попытайтесь сопоставить свой багаж знаний и навыков с полученной информацией. Составляя резюме, сделайте акцент на том, что может быть интересно именно той компании, в которую вы его направляете. А дальше все будет зависеть от того, как вы поведете себя на интервью с работодателем, и от вашего желания много работать. Но важно помнить, что не всякий человек создан для карьеры. И для начала надо подумать о том, что для вас важнее: жизнь, карьера или что-то другое.
Артур Саруханов
|